Конаковский фаянс
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Из глины
Конаковский фаянс в свое время знали и любили во всем мире. Анималистическая фигурка, изготовленная на Конаковском фаянсовом заводе, однажды понравилась самой королеве Англии. Статуэтку жирафика Елизавета II получила в подарок от советского дипломата. С тех пор милый русский презент является самым любимым предметом королевы в ее рабочем кабинете.
Немного истории
Старейшее фаянсовое предприятие (одно из первых в Российской Империи) было основано в 1809 г. аптекарем Фридрихом Бриннером. В 1870 г. оно отошло предпринимателю М. Кузнецову, который был родом из Гжели, центра керамического промысла страны. Кузнецов преобразовал завод, построил новые корпуса, ввел современные (в те годы) технологии. Это оказалось время расцвета конаковского фаянса (производили качественную посуду, жанровые статуэтки и многое другое).
В советскую эпоху на предприятии заработала полноценная художественная лаборатория. Ассортимент изделий из фаянса и майолики стал расширяться и «подстраиваться» под нужды коммунистического общества. Появились оригинальные фруктовницы и салатницы, анималистические фигурки, декоративные блюдца. Иностранные гости стремились увезти из СССР именно конаковские сувениры.
Визитная карточка конаковского фаянса — белые керамические тарелки с голубой каемкой и скромной надписью «Общепит». Квартиры советских граждан украшали чайные и кофейные сервизы из Конаково «Сударушка» и «Дуэт». Чем были притягательны эти изделия, которые сейчас вызывают чувство глубокой ностальгии? Простотой и лаконичностью, но в то же время — выразительностью и колористической насыщенностью.
Знаменитые умельцы
Один из легендарных авторов конаковского фаянса — Мария Холодная. Мария создавала устойчивые и монументальные скульптуры женщин-тружениц, миловидные детские образы, этюды натурщиц, панно и основным направлением своей работы называла скульптуры малых форм. Фигура «Ветерок» («Сидящая девушка», 1955 г.) М.П. Холодной была удостоена в Бельгии высокой награды — бронзовой медали.
Другой талантливый мастер — Отари Гагнидзе. Керамист из Тбилиси в своих скульптурах умело демонстрировал удачную комбинацию грузинской и русской культур. Не изменяя традициям конаковской школы с ее ярким декором и пластичными фигурами, он постоянно обращался к закавказским приемам росписи и выделки фаянса. Пурпурные и винные оттенки (в сочетании с бирюзой и охрой) были основными цветами палитры Гагнидзе.
Возрождение конаковского фаянса
Конаковский завод пережил национализацию и военные годы, но, к сожалению, обанкротился в 21 веке, незадолго до своего 200-летия. Тем не менее народный промысел в Конаково активно процветает. Мастерами и художниками организованы лаборатории, налажено производство скульптур и сервиза для широкого круга потребителей, местные умельцы изготавливают фаянс и майолику, проводят творческие мастер-классы и организуют курсы керамистов.