Сегодня гостья моего интервью — Наташа Милосская, мастер по созданию Тедди-мишек, член Творческого Союза Художников России.
— История игрушки-медведя в России и длинная, и довольно короткая. С одной стороны медведь присутствует как игрушка и в традициях Гжели, Дымкова, в Богородской игрушке. С другой стороны, разрабатывать мягкую игрушку-медведя, в России стали менее 100 лет назад. И первые выкройки были основаны на выкройках "мамы" мягких медвежат Маргарет Штайф. И только потом русские мастера стали разрабатывать свои игрушки.
Наташа, а на какие традиции Вы опираетесь, когда работаете над своими медведями?
— Мне очень близки по духу традиции российской мягкой игрушки. Да, её история невелика и изготовление мягкой игрушки не выросло в отдельный русский народный промысел. Но и в дореволюционной России изготавливали текстильные игрушки. Монахини Хотькова Покровского монастыря мастерили из остатков материи от пошива церковной одежды и утвари: лоскутные мячики-погремушки, тряпичных кукол, белок, зайцев, слоников и медведей.
Форма мишек очень примитивная, ткани самые простые, в основном, это фетр и байка, но в них столько тепла и желания порадовать ребятишек незамысловатой игрушкой. Мне очень нравится шить медведей, используя хотьковскую выкройку за основу.
— Наташа, но в вашем творчестве значительное место занимает и советская мягкая игрушка. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Большое место в моём творчестве занимают игрушки, которые созданы на основе традиций советского плюшевого мишки. С 20 годов в России зарождается своя школа мастеров и технологов мягкой игрушки. Мишек начинают изготавливать уже не по выкройкам, снятым с зарубежных образцов, а по своим собственным. Русский мишка имеет более простую форму: туловище с укороченными толстыми лапами. Главное изменение претерпевает голова - она шьётся из 4 клиньев и по форме напоминает шар. Есть, конечно, выкройки и с центральным клином головы, но в целом, формы простые, с минимальным количеством вытачек и деталей. Понятно, что обуславливалось это дефицитом материалов. Нужно было сделать игрушку массовой и доступной по цене.
Но, несмотря на трудности, в советские годы создаются прекрасные модели медведей, которые стали любимыми друзьями детства для нескольких поколений детей, рождённых в СССР. Я с удовольствием шью мишек по выкройкам корифеев советской мягкой игрушки: Анастасии Николаевны Изергиной и Софьи Константиновны Россинской.
Нельзя сказать, что это мишки-репликанты в настоящем понимании. Реплика (копия) предполагает идентичность в использовании ткани, набивки, технологии сборки. Я же использую в работе, как винтажные, так и современные материалы. Для меня тут главное другое - передать дух эпохи, вложить в образ ностальгические нотки.
И мне очень приятно, когда люди говорят: «Ой! Это же мой мишка из детства!» Или: «Я такого же мишку видела на фотографии моей бабушки».
Есть ещё один момент, который меня раньше приводил в замешательство, а теперь я смотрю на это с юмором, и это льстит моему творческому эго. Когда в интернете на сайтах или в блогах, говоря о советских мишках, в качестве иллюстраций используют фотографии моих работ.
— Наташа, а как рождаются ваши авторские игрушки? Что вас вдохновляет?
— Казалось бы, есть огромное количество классических выкроек, шей по ним и будет тебе счастье. Но с накопленным опытом, появляется своё собственное представление об "идеальном медведе". Вот тогда и начинаешь экспериментировать с формами и материалами. Опять же, мир Тедди такой разнообразный. Хочется себя попробовать и в миниатюре, когда рождаются крохи ростом в несколько сантиметров. Это своеобразный вызов себе, потому что работа требует особого мастерства и ювелирной точности.
Мне нравится создавать фантазийные работы с вышивкой. Люблю это медитативное занятие, когда цветными нитками можно "рисовать" на плюше. Благодаря вышивке, пришла идея делать именные игрушки - размещать монограмму на животе, лапе или стопе.
С особым трепетом я создаю игрушки в ретро стиле с элементами искусственного состаривания. Тут нужен особый такт и чувство меры. Чтобы "старичок" выглядел достоверным, недостаточно затонировать ткань и сделать декоративную штопку, нужно мысленно прожить всю его долгую жизнь и духовно прочувствовать каждую отметину времени на его теле.
Кроме мишек, я создала много других зверей, так называемых Друзей Тедди. Это зайцы, мышки, кошки, поросята, тигры и прочая живность.
Временами вспоминаю своё кукольное прошлое. Тогда мне хочется принарядить плюшевых ребят. С удовольствием шью и вяжу для них одежду, мастерю обувь, создаю аксессуары.
Как видите, я работаю, практически, во всех тедди-стилях. Единственное, что я никогда не буду делать, это игрушки в стиле натюр. Мне это напоминает чучела животных и немного пугает своей схожестью. Я всё-таки стремлюсь создавать добрые и притягательные игрушки, которые будут трогать сердца, как взрослых так и детей.
Что меня вдохновляет? Трудно сказать, что может послужить триггером к созданию нового образа. Это может быть книга, фильм, картина, фотография, услышанная история или виды природы. Иногда поступают необычные заказы, которые приводят к рождению работ, о которых ты и не помышляла раньше.
Толчком, зачастую, бывают материалы, которые видишь или тактильно ощущаешь. Цвет, фактура подсказывают, как это можно выигрышно использовать в работе.
— Наташа, мне, кажется, что именно тактильные ощущения позволяют быть мягкой игрушке одним из факторов, когда игрушка помогает психологически. Прикосновение становится якорем, который возвращает нас в беззаботное детство, будит в нас теплые воспоминания. Наверное, еще и поэтому мягкие игрушки покупают для себя взрослые люди, как вы считаете?
— Совершенно с Вами согласна! Игрушки - мостик между детством и взрослой жизнью. По этому мостику всегда можно уйти в мир, где всегда тепло, уютно и можно согреть своё сердце.
Наталия Смирнова,
член Творческого Союза Художников России, дизайнер