Тотальная депортация некоторых российских народов в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию во время Отечественной войны один из трагических и позорных для сталинского режима эпизодов нашей истории. В современной России эпизод этот официально осуждён, целый ряд мер принят для восстановления справедливости и исправления его последствий, насколько это возможно. Однако трагедия эта затронула сотни тысяч невинных людей, последствия её проявляются до сих пор, влияют и на распространение исламского терроризма, и на отношение крымских татар к возвращению в Россию Крыма, и на современную эмиграцию в Германию бывших немцев Поволжья....Всем, кто хочет знать объективную историю своей страны («историческую правду»), необходимо помнить этот эпизод, так же как и историю Гулага.
Но что мы знаем об этом? Перечень народов, подвергшихся депортации: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, крымские татары, немцы Поволжъя? Несколько произведений, затрагивающих тему: «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Дети мои» Г. Яхиной? Но это художественная проза со своими задачами. Лично я ещё хорошо помню разорённые дома села Партизанское (до депортации крымских татар Мангуш), в которых мы жили в 1953 году во время Крымской геологической практики.
Сталинисты оправдывают депортацию народов тем, что среди них было много предателей, на оккупированных территориях открыто перешедших на сторону врага, а в тылу (как в республике Немцев Поволжъя) потенциальных изменников, шпионов и диверсантов. Однако все здравомыслящие люди знают, что предатели, перешедшие на сторону фашистов, были среди всех народов СССР. Достаточно вспомнить имена Бандеры или Власова. И наказание установленных изменников в соответствии с законами Государства не может вызывать возражений. Тысячи жёстких судебных приговоров полицаям и карателям вплоть до расстрела вызывали общее одобрение. Но несомненно преступными были тотальные репрессии целых народов, включая женщин, стариков, детей и инвалидов в то время, как их сыновья сражались и умирали на фронтах, получали ордена и медали за храбрость. Среди Героев Советского Союза есть и восемь калмыков, и шесть чеченцев и пять крымских татар.
Прочитайте пару объективных страниц о депортации немцев Поволжья.
Во второй половине 17 века Екатерина II издала указ, приглашавший жителей европейских стран поселиться на берегах Волги. Откликнулись жители немецких государств, Швейцарии, Нидерландов, Франции, Швеции, Дании и др. стран. К 1770 году в Поволжьи насчитывалось 106 переселенческих колоний с населением 25 тыс человек, а к началу 20 века количество переселенцев и их потомков перевалило за 400 тысяч. Их стали называть немцами поволжья не только потому, что среди них преобладали жители немецких государств, но и в соответствии с традицией, по которой в старину у нас называли «немцами» (т.е. немыми, не говорящими по-русски) всех иностранцев.
В октябре 1918 года декретом СНК РСФСР была организована Коммуна Немцев Поволжья, позднее преобразованная в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья со столицей в городе Энгельс и населением около 600 тыс человек. Большое количество поволжских немцев имели высшее образование, индустриальные специальности, проживали и работали в г. Саратов, где составляли значительную часть профессорско-преподавательского состава учебных заведений и работников промышленности. Это была первая в СССР республика сплошной грамотности, насчитывающая 170 средних школ, 11 техникумов, 5 вузов. Издавалась 21 газета на немецком языке. Высшим органом власти был Совет Народных Комиссаров, были свои флаг, герб и гимн.
Депортация немцев поволжья призошла ранее других народов. Летом 1941 года в республике выявилось недовольство молодёжи тем, что ей отказывали в приёме в армию. Они хотели защищать страну, которая уже 170 лет (8 поколений) была их новой родиной. Они практически давно были россянами, такими же, как многочисленные потомки иностранных учёных, инженеров, архитекторов, офицеров, переезжавших в Россию со времён Петра и ранее. Не смотря на то, что говорили на своём языке, как и многие другие народы страны. Однако власти, одержимые предвоенной шпиономанией, заподозрили немцев в намерении перейти на сторону врага. В указе о тотальной депортации народа в северный Казахстан и Красноярский край от 28 августа 1941 года говорилось в частности о наличии среди немцев шпионов и диверсантов, о сокрытии врагов советской власти. Всего было депортировано 440 тыс человек из 107 населённых пунктов.
А вот живая картина этой акции. Семья моего сокурсника и друга Юрия Бурмистенко в августе 1941 года была эвакуирована в Саратов, самый крупный город Республики Немцев Поволжья. В уникальной памяти Юры в деталях сохранились те события. Предоставим ему слово:
Нас поселили в добротном двухэтажном доме, «уплотнив» семью коренных немцев. Хозяева были людьми зажиточными: резная мебель, дорогой фарфор, столовое серебро, картины. Они приняли нас радушно, отвели второй этаж. Нам сочувствовали, к первому сентября подарили мне портфель, тетради и всё школьное «снаряжение», в моей комнате установили стол для занятий.... Вскоре пришла беда. В этот день половина класса в школу не пришла, остальных тоже распустили по домам. По дороге домой я увидел, что вся наша улица уставлена мебелью, трюмо и столами с разными предметами: посудой, столовыми приборами, хрусталём, картинами, книгами...Дома мама рассказала, что есть постановление о переселении немцев в Сибирь; наших хозяев тоже переселяютъ. Всех их подозревают в измене, на сборы дали 24 часа, завтра утром они должны явиться на вокзал, имея при себе документы, деньги, а из вещей только то, что могут унести в руках. На улице люди пытаются выручить хоть какие-то деньги за своё имущество. Подъезжали подводы и грузовики, увозили прекрасные дорогие вещи, а прежние владельцы со слезами помогали их грузить. Я был ребёнком, но даже мне было очевидно, что творится чудовищная несправедливость, противоположная тому, что проповедовалось по радио и в кино. К вечеру хозяева занесли в дом всё, что не удалось продать и стали собираться в дорогу. Они держались очень мужественно, старались успокоить маму и бабушку, на которых решили оставить всё хозяйство. Крупный скот им удалось продать, оставалась дамашняя птица и поросёнок. Утром хозяева, подхватив свои узлы, пешком отправились на вокзал. В течение недели город опустел. Из наших трёх классов был сформирован один.
Для проведения операции было направлено 15 000 сотрудников НКВД, работникоа милиции и красноармейцев. И это в дни, когда наши войска отступали и попадали в окружения под натиском превосходящих сил фашистов. Это была самая крупная депортация по национальному признаку.
Примечание: Сейчас в Уголовном кодексе Рассии насильственное переселение народа по национальному признаку помещено в статью «Геноцид» и карается лишением свободы от 12 лет до «пожизненно».