Почему мало великих женщин-художников?
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Живопись и рисование
В последнее время эта тема стала довольно популярна. Попробуем разобраться.
Предполагается, что первыми художниками со времен существования человека стали женщины. Именно женщина – хранительница очага, начала украшать свой дом-пещеру наскальными рисунками. Но как же так вышло что в истории искусства так мало великих женщин-художников?
Женское художественное образование
Начать, пожалуй, стоит с образования. В современном мире мы привыкли, что женщины могут не только воспитывать детей и поддерживать домашний уют. В XX веке женщины смогли отстоять свои права и доказать, что они наравне с мужчинами могу заниматься политикой, бизнесом, медициной, покорять просторы космоса. Но это было не всегда так.
В период Ренессанса занятия искусством считалось занятием исключительно для элиты, им могли заниматься исключительно хорошо образованные и глубокоуважаемые люди. Если девочке повезло родиться в семье художника, то она могла обучаться мастерству у своего отца, однако такое обучение не было эквивалентом художественного образования. В художественные академии женщин долго не брали, ровно также, как и великие мастера не могли официально взять на обучение юную девушку. Это считалось верхом неприличия. Легко можно представить какие слухи могли пойти в обществе. Репутация ученицы и учителя была бы уничтожена.
Постепенно роль искусства в обществе начала набирать популярность и стала доступной уже и для мужчин среднего и низшего класса. Представительницам высшего и среднего класса тоже разрешили заниматься искусством. Однако по началу женщины были сильно ограничены в выборе тематики, дозволялось изображать лишь цветы и натюрморты. Более сложные, а тем более вымышленные сюжеты были привилегией мужчин. Вплоть до конца XIX века этюды с обнаженными телами не поощрялись. Недопустимо было нахождение благородной девушки в одном помещении с обнаженным натурщиков.
В XVIII веке в Англии открылась Royal Academy of Arts. Официально девочки до обучения не допускались, но им разрешалось участвовать в конкурсах рисунка. Для того, чтобы художниц начали принимать на обучение в Королевской академии, понадобилась еще почти сотня лет. Только во второй половине XIX века будущих профессиональных художниц начали допускать до обучения. Такая же ситуация была по всей Европе.
Со временем появилась мода на то, чтобы девушка из высшего общества обязательно умела рисоваться пейзажи. Художественное образование приравнивалось к элитному образованию, а значит девушка становилась более привлекательной в качестве будущей жены. Искусство стало инструментом для удачного замужества. Уроки живописи получали абсолютно все девочки независимо от таланта, поэтому у общества женщина-художник ассоциировалась не более чем с заурядным искусством. С таким отношением девушкам крайне сложно было состояться на художественном поприще. Их просто на просто не воспринимали в серьез.
В XIX веке в Англии начали открываться филиалы Школы Дизайна с разделенными классами для мужчин и женщин. Обучение было платное и не все могли себе позволить там учиться. К тому же, Школы Дизайна в первую очередь были направлены на поддержание ремесленной индустрии, поэтому курс рисования был не полный, например, там не обучали рисованию человеческих фигур. Что сильно ограничивало творческий потенциал будущих художников и художниц.
В 1843г. было принято решение открыть отдельную Школу Дизайна для женщин - The Female School of Design. Причиной тому послужило то что женские классы стали слишком большими. Женская школа дизайна стала пользоваться колоссальным успехом, чтобы принять всех желающих приходилось составлять очереди.
Но тут женщин начали притеснять и устраивать протесты мужчины-граверы испугавшиеся конкуренции и переизбытка квалифицированных работников. После протестов женщинам было сложно трудоустроиться, многие производители были против работающих женщин. В результате большинство выпускниц были вынуждены либо идти в гувернантки, либо вовсе бросить попытки найти работу по специальности.
В России же вопрос эмансипации стоял не так остро, как в Европе. По началу рисование было доступно исключительно женам императоров и высшему сословию. Причем первыми профессиональными художницами в России стали иностранки — это были жены известных скульпторов и художников. На территории Российской Империи они смело могли реализовывать свои творческие амбиции. Им никто не запрещал реализовывать свои идеи.
Постепенно в России рисование начало обретать популярность. Каждая воспитанная барышня должна была уметь танцевать, вышивать и рисовать. Однако в отличии от строгой Европы, в России к женщине относились не так консервативно. Девушек начали допускать к профессиональному обучению намного раньше — в конце 1830-х гг. Вспомним, что в Англии это произошло лишь во второй половине XIX в.
В выборе материалов и направлению жанра женщин также не ограничивали строго. Например, Елена Дмитриевна Поленова стала одной из первых в России художников-иллюстраторов детской книги. Ее иллюстрации являются поистине сказочными произведениями, захватывающими воображение.
Великие художницы в истории
В действительности по-настоящему талантливых художниц было не так мало, как мы думает, вот только знают о них не все. Артемизия Джентилески, мадам Виже-Лебрен, Анжелика Кауфман, Роза Бонёр, Берта Моризо, Сюзанна Валадон, Кэти Кольвиц, Ли Бонтека, Луиза Невельсон, Фрида Кало, Мария Башкирцева, Зинаида Серебрякова, Джорджия О'Киф. Вот лишь часть художниц чьи имена и работы вошли в историю.
Артемизия Джентилески была одной из не многих женщин-художников, которая осмелилась трактовать обнаженную женскую натуру, что и принесло ей славу. Надо отметить, что сюжеты Джентилески выбирала довольно смелые, по жанру больше подходящему мужчине-художнику, — Саломея с головой Иоанна Крестителя; Юдифь, убивающий Олоферна (Рисунок 2); Далила над спящим Самсоном; Лукреция, готовая пронзить себя кинжалом; автопортрет в образе Марии Магдалины.
(Артемизия Джентилески «Юдифь, убивающий Олоферна»)
Профессионалы оценивали талант Артемизии Джентилески, поэтому она стала первой женщиной, которую приняли во Флорентийскую академию рисунка. Она пользовалась покровительством многих влиятельных людей, вела переписку с Галилео Галилеем, а некоторые ее работы попали в частную коллекцию Карла I Английского.
Анжелика Кауфман прославилась в Европе своими портретами многих аристократов, в том числе представителей королевских семей (Рисунок 3). Популярности Кауфман могли позавидовать многие мужчины. Ее приняли в британскую Королевскую академию художеств. Кроме того, Анжелика стала первой женщиной, которая занималась оформлением богатых особняков вместе с командой других живописцев.
(Анжелика Кауфман. Портрет дамы в образе Венеры)
Безусловно все эти женщины добились своего успеха благодаря не только своему таланту, но и упорству. Но даже Мария Башкирцева, чьи работы по достоинству оценивались преподавателями, была не удовлетворена своими профессиональными перспективами. В своем дневнике она писала: «Я обречена на одиночество или на посредственность женской мастерской. Здесь не толкают вперед, не поощряют, и вы гниете на месте. Ах, почему я только женщина?».
(Мария Башкирцева. Дождевой зонтик)
Куда более полно смогли выразить себя художницы во второй половине XIX века. Женщины, противостоявшие классической и академической идеологии, выбирали программы импрессионизма, постимпрессионизма, модерна. По истине их можно назвать бунтарками позапрошлого века. Мэри Кэссет вопреки воли отца самостоятельно добилась успеха в Париже выставляясь наравне с импрессионистами. Работы Сюзанны Валадон запоминаются своей смелостью жанра: обнаженные женские образы в ее исполнении не менее эротичны чем у Анри де Тулуз-Лотрека.
И конечно же нельзя упомянуть и Фриду Кало. Сейчас ее работы стоят миллионы, в то время как при жизни она стала знаменитой только незадолго до своей смерти, в возрасте 47 лет. Больше всего достойна упоминания ее собственная нелегкая судьба. В совсем юном возрасте Фрида попала в страшную аварию, после чего перенесла больше тридцати операций. Катастрофа приковала ее к постели, но это не отпугнуло девушку от желания творить. Собственно, именно травмы направили ее на творческий путь. Она много рисовала в лежачем положении, что не может не вызывать восхищения ее силе воли. Сами же работы Фриды Кало поражают своей откровенностью и мрачностью. Таким образом она выражала свои чувства и показывала, как ей тяжело дается ее физическое состояние.
(Фрида Кало «Сон»)
Подводя итоги
В целом можно сказать, что природа проблемы лежит в целом комплексе по ряду причин препятствовавших художница восхождению к славе. Это и отсутствие должного образования, и ограниченность тематики. К тому же не стоит забывать, что долгое время женщина, в любом возрасте всегда была чьей-то подопечной. Она не могла действовать самостоятельно, в то время как художники обладали независимым общественным статусом. Даже приглашая женщину-художника ко двору, она чаще всего нанималась фрейлиной.
На 2021г. самой дорогой картиной в мире считается последнее произведение Леонардо да Винчи «Спаситель мира». При этом в ТОП-35 самых дорогих картин не вошло ни одно женское имя. На самом деле, если оценивать работы художников, по рыночной оценке, то вопрос встает довольно спорный, ведь в аукционе участвуют лишь те картины, которые выставлены на продажу. Нельзя исключать того факта, что среди частных коллекций может попасться не менее гениальная картина, за которую кто-нибудь будет готов отдать крупную сумму. И не исключено, что это будет работа женщины.
Если говорить о ценовой политике произведений, то в этом плане живопись очень консервативна. В стоимости картины большую роль играет ее возраст — чем старше шедевр, тем он дороже, так как представляет собой объект культурного наследия. В результате на сегодняшний день мы имеет то, что самыми значимыми картинами являются картины художников-мужчин, так как они были написаны в период, когда женщин в искусстве практически не было.
С тех пор как у женщин появились свои права и, в том числе, право на свободу в искусстве, прошло слишком мало времени. Если оглянуться назад, то у мужчин были сотни лет для того, чтобы доказать свою значимость в искусстве. И поэтому крайне важно понимать, что на данном этапе женщины еще не получили тот авторитет, который бы дал им шанс конкурировать с шедеврами мирового уровня. Прежде всего должен быть сформирован большой фонд произведений, который заставит критиков и общественность рассматривать их наравне с работами мужчин.