Тема отсутствия запахов или их искаженного восприятия в последние 1,5 года стала особенно насущной по понятным причинам. Тем не менее, и в «доковидную» эру специфические ощущения запахов имели место.
Если базово, есть 2 термина, которые относятся к теме – аносмия и паросмия.
Аносмия – это когда человек совсем не чувствует запаха. У нее немало подвидов – временная, постоянная, полная, частичная. Так, аносмия, вызванная ковидом, как правило, является временной и полной – в течение времени человек вообще не чувствует запахов мира. А бывает постоянная частичная – когда все у тебя ок, радуешься запаху ромашек и не радуешься запаху дуриана, но не чувствуешь какие-то конкретные ноты. Если не погружаться глубоко в тему парфюмерии, можно никогда и не узнать о такой своей особенности. При этом, многие не чувствуют такие компоненты как гедион (легкая цветочно-цитрусовая нота), галаксолид (синтетический «белый» мускус) или амброксан.
Еще одна история – паросмия. Это когда запахи есть, но воспринимаются не так, как надо. Также распространенный постковидный симптом – когда молоко пахнет тухлыми яйцами, а вино – сточной водой. Такие себе ольфакторные галлюцинации. В парфюмерном контексте тоже, естественно, не редкость - к некоторым ингредиентам у людей бывает постоянная паросмия (условно - цветочная нота пахнет горечью и ацетоном).
В моей истории - период сложных отношений с тем самым гедионом. Когда я начинала изучать парфюмерию, я не чувствовала его совсем. Потом стала чувствовать. Только не цветы и цитрусы, а сыр и «носки». Чудо как хорошо, правда? Долгое время я не могла работать с этим ингредиентом, но заставляла себя его нюхать и пытаться «разнюхать». Спустя несколько месяцев магия сработала, и я, наконец, начала чувствовать цветочную легкость и нежность.
Возвращаясь к ковидной теме – врачи советуют проводить ольфакторные тренинги, т.е. развивать нос, каждый день сосредоточенно нюхать по 5-10 ярких и звучных аромамасел. Считается, что это мероприятие значительно ускоряет процесс восстановления.
Аносмии и паросмии прямым образом влияют на восприятие парфюмов. Именно из-за этих явлений люди зачастую сталкиваются с тем, что аромат, повсеместно описываемый как "сахарный и сладкий" для них пахнет больницей, а, например, арбузный моноаромат может не пахнуть вообще.