Прогулки по городу-2. Мимоходом. Ипатьевская слобода
У каждого из нас есть место, а то и не одно, в которое хочется возвращаться, ощущая, что тут тебя слышат...
Одну из городских прогулок по улице Островского
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, расположенный в чудесном месте - на стрелке рек Волги и Костромы, является не только визитной карточкой Костромы. Обитель называют колыбелью дома Романовых, символом российской государственности или просто ласково Ипатий. С этой обителью связана вся наша история. Золотая Орда и зарождение именитых боярских родов, царственные фамилии - Годуновы и Сабуровы, подвиги и победы в Смутное время, колыбель новой монаршей династии, венчание на престол первого Романова в 1613 году в стенах Ипатьевского монастыря. Тогда началась история монаршего рода, и впоследствии каждый российский император считал долгом в начале своего правления посетить Кострому.
История Ипатьевского монастыря
Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет - влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, жил на рубеже III – VI веков, был епископом города Гангра и был не очень широко известен на Руси.
Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.
Некоторые историки полагают, что монастырь основали еще раньше в первой половине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников.
После исцеления Чет крестился с именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых.
Потомки Захарии-Чета дали России двух царей - Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову.
В XVI столетии Ипатьевский монастырь попал под покровительство Годуновых, которые считали обитель своей «фамильной». Годуновы были щедрыми жертвователями - дарили монастырю деревни и села, крупные суммы денег.
В 1605 году Годуновых отстранили от управления государством, начались времена Великой Смуты. Череда дворцовых переворотов, когда власть переходила из рук в руки, сопровождаясь кровопролитием и предательством, закончилась в Ипатьевском монастыре, который стал местом, где изменился ход русской истории. После войн и раздоров пришло время единения и национального согласия. Земский Собор избирает на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Начинается эпоха Императорского дома Романовых.
14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой. Послы преподнесли избраннику грамоты. Однако юный избранник, памятуя о недавних интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещеванья послы убедили Михаила отринуть сомнения, принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий». Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство.
О Федоровской иконе Божьей Матери здесь
В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли. Одни монастырские постройки уничтожили, другие отдали Советскому поселку, поселив в них рабочих костромских мануфактур. На территории обители разместили военные казармы, организовали детский дом, позже - стадион, танцевальную площадку.
В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи - уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя (сгорел в 2002 году). В 1958 году, была признана историческая и архитектурная ценность обители. Ипатьевский монастырь получил статус музея-заповедника.
В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, позже основные экспозиции музея были вывезены и размещены в различных зданиях города.
вид с набережной у монастыря на строящийся новый гостиничный комплекс
за забором музей деревянного зодчества "Костромская слобода"
Романовские палаты и Троицкий собор на территории монастыря, фото более ранние, год затрудняюсь сказать.
Главный вход - Северные (Екатерининские) ворота, были построены лишь в 1767 году, к приезду императрицы
У стен монастыря кипит уже традиционная для туристических мест бойкая торговля. Торговые сувенирные лавки начинаются прямо напротив входа в монастырь. Есть и необычные музеи - "музей колбасы" на купеческом подворье и трактир-музей "Расстегай"
Ну, и раз мы с вами оказались закостромкой в Ипатьевской слободе (советское название Трудовая слобода так и не прижилось) погуляем ещё немного.
При сходе с моста обращает на себя внимание небольшая часовня с чёрно-желтым имперским флагом на флагштоке. Это новодельная Часовня Царственных Страстотерпцев, поставленная здесь в память о расстрелянной в 1918 году царской семье Романовых.
Основная территория экспозиции деревянного зодчества располагается к югу от монастыря. Но есть ещё одна, она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви - Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). К сожалению, в момент съемки не работала, было закрыто, даже на территорию не попасть.
Деревянная церковь Собора Пресвятой Богоматери села Холм. Фото С.А. Орлов
До 1960 г. церковь стояла вблизи с. Холм, в километре на запад от него. Само село находится в 25 км к югу от Галича вблизи от галичско-костромского тракта. Место, где она прежде находилась, представляло собой высокое взгорье у долины реки Тебзы. В 1960 -1962 гг. памятник был перевезен в Кострому и установлен за рекой Костромой в Ипатьевской слободе, вблизи высокой каменной ограды церкви Иоанна Богослова, и на недалеком расстоянии от крепости Ипатьевского монастыря.
По преданию, распространенному в среде холмских жителей, церковь Собора Пресвятой Богородицы построили два брата – плотники Карп и Папила, которые будто бы впоследствии были похоронены под этим храмом.
Конструкция здания церкви принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей с подклетом.
Не перевелись мастера на земле костромской
Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе
Храм увенчан пятью главками. С запада к церкви примыкает трапезная, к ней - шатровая колокольня. Сам храм похож на Троицкий собор в Ипатьевском монастыре, который находится рядом с ним. Например, главки храма, которые немного приплюснутые. Они перекликаются с куполами Троицкого собора. Главная достопримечательность церкви Иоанна Богослова - росписи, сделанные внутри храма и занимающие всё его пространство. Храм расписывали жители Ипатьевской слободы. Имена художников перечислены на клейме, сохранившемся на северной стене храма.
Вид на Святыми воротами с оградой на фоне церкви Иоанна Богослова
Очень красив декор храмовой колокольни. Арочные проемы яруса звона окружают круглые колонки и ниши. А в высоком шатре в четыре ряда проделаны слуховые отверстия. Кроме того, колокольню украшают полицветные изразцы и маленькая главка.
А впереди будут новые прогулки.