Дорогие друзья! Хотим поделиться некоторыми наблюдениями, которые касаются японских мастер-классов, которые сейчас проходят в помещении Арт-Кремля, где расположилась наша выставка «Праздник кукол. Кремль в Измайлово». Нам второй день подряд везет, в плане того, что появляются люди, которым интересно почувствовать и сделать своими руками то, что делают японцы. В среду Павел расписал фарфоровую заготовку в стиле хаката-нигнё, вчера девушка из Нижегородской области расписала кокэси.
Мы с ней разошлись во мнении – нам все понравилось, а она хотела добиться точной копии с японского образца.
Сразу хочется предупредить всех, кто хочет попробовать свои силы в этом! Точную копию японской кокэси сделать не получится. Мы сможем сделать только максимально приближенную стилизацию и получить опыт росписи такой необычной куклы. Кстати, изучая подобные мастер-классы в Японии, мы убедились в том, что и на острове Хонсю, где развито это направление декоративно-прикладного искусства в онсенах (японские банные курорты), относятся к этому с понимание.
Во-первых, чтобы научится так легко и точно делать мазки – японские мастера работают всю жизнь, и учатся этому с детства.
Во-вторых, мы используем разные краски и кисти – мы работаем акрилом, а японцы используют натуральную тушь и органические красители. Максимально, что можно подобрать в наших условиях, кроме туши, которая доступна в школах суми-ё, это анилиновые красители для ткани, которые продаются в виде порошков. Но! Это очень сложно в варианте мастер-класса. Поэтому мы решили – пусть лучше будет стилизация и акрил, чем вообще этого не будет. А про кисти, мы вообще промолчим…
В-третьих, у нас разное дерево для заготовок: в Японии это хурма и кизил, древесина тяжелая и плотная и этих деревьев там много. У нас, традиционно для деревянных фигурок и кукол используется липа. Она легче и менее плотная, но, если сравнивать с сосной – то она в 100% лучше…
В-четвертых, полировка заготовок: в Японии до росписи каждую заготовку полируют сеном, и делают это на токарном станке, добиваясь оригинального и ни с чем не сравнимого визуального и тактильного ощущения. После этого мастер начинает роспись.
В-пятых, после росписи готовые работы покрывают воском или лаком и это тоже делают на токарном станке.
Так, что все, что у вас получается это хорошо и интересно, главное, что вы смогли поработать с этой очень древней формой и познакомились с этим удивительным искусством!