С начала празднования Нового года не шла речь о специально создаваемых игрушках. Были лишь «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Сначала и такое украшение на Руси воспринималось негативно: во-первых, это было не по-нашему, во-вторых, еловые ветви были своеобразными вывесками питейных заведений и не могли служить позитивному образу праздника, в-третьих, ёлки были пожароопасны.
Традиция украшения ели пришла гораздо позже, в начале XVI века, из Германии. Говорят, что начало ей положил немецкий реформатор Мартин Лютер, вдохновившись звёздным небом, просвечивающим сквозь кроны деревьев. Первыми украшениями рождественской ели стали свечи, как символ ангельской чистоты, яблоки, как атрибут дерева познания Добра и Зла, и Вифлеемская звезда — уникальное явление, возвестившее волхвам о рождении Иисуса Христа.
Есть и другие корни традиции украшения ели. В язычестве этому дереву, как и многим другим растениям, поклонялись: приносили жертвенные дары. Это было подношение богам, в первую очередь богу Солнца, ведь оно разрешает дереву оставаться вечно зелёным и живым.
А если мы обратимся к Библейским сюжетам, то сможем услышать две истории. В первой, согласно легенде, при рождении Иисуса Христа поздравить Марию и Иосифа вместе с остальными животными и растениями пришла ель. Она боялась подойти к Младенцу и уколоть его, поэтому держалась в стороне. Остальные деревья стали смеяться над ней. Бог узрел это и вынес справедливое решение: каждый год все деревья теряют листья и к Рождеству не могут украсить дом, а ёлочка остаётся зелёной и украшенной подарками других деревьев: яблоками, орехами, цветами. Согласно второй версии, ёлка — символ чудесного боярышника из аббатства Гластонбери, выросшего из шипа тернового венца Иисуса и цветущего именно на Рождество. Прототипом первых игрушек могли стать подарки-подношения в честь рождения Спасителя.
Вернёмся к истории украшения ели в нашей стране. Спустя несколько десятилетий после указа Петра Великого традиция постепенно забылась и вернулась к нам только в 1820-х годах. Молодая супруга будущего императора Николая I была дочерью прусского короля и муж сделал ей прекрасный подарок на Рождество: настоящую ель со свечами, украшениями, сластями и подарками.
С тех времён моду на рождественскую ель поддержали представители знати — сначала Вишняковы, затем Андреевы. К 1880-м годам ёлка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Её можно было встретить на праздник в домах, общественных учреждениях, школах, улицах города и на вокзалах.
В те годы ель украшалась самыми дорогими и редкими предметами: мандаринами, орехами, порой драгоценными украшениями, ведь устанавливали её в городах, а не сельской местности. Особенно ценились украшения ручной работы. Вплоть до Сочельника было принято всей семьёй мастерить игрушки: ангелов, тряпичных кукол, бусы, бумажные гирлянды, золочённые шишки и скорлупки орехов, открытки, фигурки из фольги и оловянной проволоки, восковые свечи, деревянные поделки и расписные фигурки и пряники, украшения из теста.
По традиции, верхняя часть ёлки означала мир небесный и украшалась звёздами, ангелами, солнышками. В средней части представлялся библейский сюжет: вертеп с Младенцем, Марией и Иосифом, волхвами, волами. А нижняя часть рождественской красавицы обозначала мир земной и служила местом для подарков. Каждый после рождественского праздника мог взять любой подарок и угощение с новогодней ёлки: пряник, куклу, лошадку, орешек или дудочку.
Первые стеклянные игрушки появились ещё в Саксонии в XVI веке, а в России в 1830-1840-е годы. Первые игрушки из стекла привозили из Германии. Старейшим собственным производством украшений являлось стеклодувное предприятие в Круговской волости Клинского уезда, основанное в 1848 году А.С. Меньшиковым. Его продукция не раз участвовала на мануфактурных выставках и отличилась на Всемирной выставке Парижа. Сегодня в соседней местности — городе Высоковске, находится музей и одна из старейших стеклянных фигурок «самовар».
Тем не менее игрушки из стекла были непомерно дорогими. Поэтому популярностью пользовались и игрушки из плотного прессованного картона с оттиском, затем покрашенного или разрисованного — картонажи.
Существовавшие сырьевые проблемы компенсировались производством ватной игрушки: лыжники, конькобежцы, ангелочки, дети, моряки, клоуны, грибочки, фрукты. Материал накручивался на каркас, преимущественно из проволоки, и проклеивался в несколько слоёв, затем раскрашивался.
Из Европы в Россию привозили такие игрушки, как Щелкунчик. Он был создан немецким столяром Фридрихом Вильгельмом Фюхтнером в 1870 году и символизировал силу и власть, выступал в роли защитника, принося счастье и удачу. Из Америки уже можно было привести прекрасный аналог опасных восковых свечей — электрическую гирлянду, созданную телеграфистом Ральфом Моррисом (1870-е).
Антинемецкая, а значит и антиёлочная кампания началась в России ещё в 1914 году, в период Первой мировой войны. Вражеские традиции всячески пресекались. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной ёлкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции. Однако, люди, как никогда, нуждались в рождественском тепле, покое и празднике. Известны случаи «рождественского перемирия» — вражеские стороны в период Сочельника и Рождества встречались на ничейной земле, обменивались подарками, устраивали праздник и не производили ни одного выстрела по врагу. В некоторых местностях продолжали наряжать ели.
«Вредным» праздник Рождества назовёт новая советская власть в 1929 году, а ёлка станет «религиозным дурманом» и «глупым делом», «дикарским» и «поповским» обычаем. «Ёлочная дребедень и украшение витрин к Рождеству» прекратиться. В ответ начнётся кустарное производство новогодних украшений. На это время приходится период создания самых дорогих и ценных советских игрушек.
Первая советская ёлка была скромной. В ход шли и самодельные бумажные снежинки, и шахматные доски, и коробки из-под конфет, и куклы, и плюшевые мишки. Клеили цепи на ёлку и разные коробочки или вышивали нарисованные на толстой бумаге картинки.
В период советской пропаганды сказочных героев, ангелов и шары потеснили пионеры, шары с портретами Ленина и Сталина, символы Красной армии, фрукты и различные животные, а также парашютисты и лётчики как кумиры поколения, ордена, кремлёвские башни, спортсмены, полярники и так далее.
Место восьмиконечной Вифлеемской звезды заняла пятиконечная «марсова» звезда, символизирующая единство пяти континентов и мирового пролетариата. Появились в качестве верхушки декоративные навершия («пики»). С XIX века осталась мода украшать ель стеклярусом — стеклянными бусинами в форме трубочки. Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Осталась традиция и прятать мини-подарки в различного рода открывающихся игрушках: коробочки, орешки, почтовые ящички, куколки и другие.
Стали открываться новые артели по производству ёлочных игрушек по новым запросам времени — нарядность, фигурные игрушки. Разнообразность форм, сюжетов и цветов стала отличать российскую ёлку от европейской.
В годы Отечественной войны, несомненно, появились игрушки сопровождающей тематики: танки, самолёты, солдатики, пистолетики, красные звёзды. В период дефицита создавали украшения из подручных средств и вещей. На ёлочке могли оказаться покрашенные перегоревшие лампочки, детские носочки, изделия из проволоки и металлической стружки с заводов, тряпичные игрушки и погоны.
После окончания войны в СССР стало возрождаться производство и художники искали новые сюжеты. Вдохновили на создание целых серий игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен Ивана Крылова. Природные явления также легли в основу и появилась знаменитая форма сосульки.
В России стала появляться мишура. Впервые она была создана в XVIII веке из закрученной в спираль оловянной проволоки. Вдохновлением для идеи стал блеск звёзд и снега.
После войны одно из крупных производств оказалось в Лауше, ГДР. Традиционная ёлочная продукция в виде наборов поступала с немецкой стороны в специальной экспортной упаковке с надписями на русском. Среди прочего ассортимента импортные игрушки выделялись качеством выполнения, упаковки, крепления (проволочные крючки в комплекте вместо ниток).
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). Таким методом создавали реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. Ёлки украшали и красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера.
Отдельно стоит выделить создание фигур Дедушки Мороза и Снегурочки. Сказочные герои стали постоянными спутниками новогодних праздников. Создавали их в технике папье-маше, прессованного картона, пластика. Другими популярными героями на ёлке стали герои сказок — Чиполлино, Айболит, Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, Чебурашка и Винни Пух.
После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. Часики стали выпускать на различных фабриках в разных размерах и цвете. Они стали настоящем символом Нового года 50-х годов.
Отдельного внимания заслуживает коллекция игрушек, демонстрирующая народные костюмы.
В 1960-е популярность стали приобретать игрушки на космическую тематику: ватные космонавты, картонные ракеты, изображения Юрия Гагарина, стеклянные спутники. Популярность приобретали и подводные лодки. А ещё появилась игрушка в виде початка кукурузы.
В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики. Эти годы характеризуются началом массового фабричного производства, уникальные игрушки ручной работы становятся редкостью. Одинаковые шарики, сосульки, шишки стали встречаться в домах всё чаще.
По-прежнему на новогодней ёлке царили шары. Появилась новая форма — вогнутые. Их стали называть прожекторами. А ещё пластмассовые шары с дождиком или бабочкой внутри.
В настоящее время ассортимент ёлочных украшений не отличается от европейского и представлен продукцией, произведённой преимущественно в Китае. Широкое распространение получают игрушки с изображением символа китайского года. Появляется мода на европейский стиль украшения ёлки: небольшое разнообразие форм в двух-трёх цветах. Большое количество материалов для творчество позволяет создавать игрушки любых форм, цветов и сюжетов. В ряде мастерских возрождается папье-маше, ватная игрушка, кистевая роспись и многое другое. Оригинальным украшением становятся дорогостоящие игрушки из фарфора.
У елочных игрушек есть одна уязвимость — они очень хрупкие. Поэтому до наших дней их дошло немного. Берегите игрушки и относитесь к каждой как к отдельному произведению искусства. Это и делает украшение особенным!