Продолжение «Елецких истории» - печное…
Камины и печи в Ельце знатные, многие сохранились так, как и не снилось их московским и питерским родственникам, даже музейным «жильцам»
Взять хотя бы печи в «Музее купечества и сословий», где меня радушно встретила его директор Алина Юрьевна Шебалова и поделилась информацией об экспонатах.
Печи эти не совсем русские: одна — финского происхождения, другая — изготовлена на «Русско-Богемском керамическом заводе в Санкт-Петербурге» по западным образцам.
Коричневая печь в женской комнате — это завод «Або» в Финляндии. Модель 139, широко распространена в СПб и окрестностях.
Как правило, «северные» печи имеют лаконичную архитектуру и один доминирующий декор — панно или орнаментальный фриз, что придает им изысканную сдержанность.
Именно такова вторая печь – из малахитовой плитка с типичным узором в стиле модерн, который, на основе существующих образцов начала 20 века, определяется как «сирень».
По центру – ниша, которая в традиционной русской печи именуется «печуркой» и предназначается для сушки одежды или обуви (в зависимости от размеров) или трав и корений. Плюс она улучшает теплоотдачу.
В западных каминах и печах такой «печурки» не встречается.
Но в шведских, финских и их русских вариациях это «декоративное окно» есть, причем в богатых домах оно служит еще и местом для скульптур или иных каминных украшений, как, например, в усадьбе Мальмгорд, где тоже живут финские печи родом из российской империи.
Иногда вместо «декоративного окна» делался барельеф в виде медальона посередине печи.