Не так давно на экраны вышел фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх». Много о нем слышала и, наконец, выкроила вечерок. Я не большой поклонник жанра абсурда, а поскольку фильм заявлен одновременно как комедия, драма и фантастика (что, по сути, сигнализирует об абсурде), то ожидания у меня были настороженные.
Итак, коротко о сюжете. Завязка незатейлива и проста: группа ученых не самого престижного американского университета открывает крупную комету, которая должна врезаться в Землю через несколько месяцев, уничтожив все живое на планете. Их попытка сподвигнуть вначале президента США, а затем общественность через обращение в СМИ не приносит результатов – никто не верит в реальность конца света. Однако, достаточно быстро политическая конъюнктура изменяется, и американское правительство организует миссию по изменению траектории движения планеты. В самый последний момент ракеты разворачиваются и миссия сворачивается. Причина – обнаружение в составе кометы редких и драгоценных ископаемых на сотни триллионов долларов. И в попытке заполучить падающий с неба клад, правительство совместно с крупной частной компанией разрабатывают авантюрный план, ставящий под угрозу все человечество.
В киноленте много второстепенных сюжетных линий, много идей о современных нравах и ценностях, о которых снято не мало замечательных лент и написано книг. Но что поразило больше всего меня, так это неверие людей. На протяжении всего фильма большинство людей не верит ни в существование кометы, ни в реальность связанной с нею угрозой. И, наверное, самый для меня ключевой момент, выходящий за рамки моего понимания: момент, когда комета появилась в ночном небе и люди ее увидели собственными глазами. Казалось бы – все, все понятно. Но нет! Огромное количество людей смотрят на комету, понимают ее смертоносную силу и - они готовы рискнуть жизнью ради призрачной надежды правительства и кучки бизнесменов получить заветные сокровища и еще более призрачной надежды, что рядовому человеку тоже что-нибудь от этого перепадет!
Сюжетная линия и видеоряд построены, как и у Кафки, по принципу нарастающего ощущения абсурдности происходящего: вначале оно зарождается глубоко-глубоко в душе в виде маленького пятнышка беспокойства на фоне практически стопроцентной уверенности, что все поймут и сделают, что нужно. Постепенно пятнышко растет, раскручивает ощущение непроходимой глупости и персонажей, и всего происходящего. И даже когда наступает печальный финал, ты все равно не веришь и раздражаешься. Вот по причине этих самых эмоций я и не любитель жанра абсурда и не жалую Кафку. Однако, безграничная абсурдность происходящего в этом фильме, как и произведениях Евгения Клюева, приправлена такой долей тонкого юмора, что тягостные эмоции просто не в силах тебя захлестнуть. И именно это дает возможность не искрить эмоциями, а действительно погрузиться в те вопросы, которые авторы картины пытаются до зрителя донести.
Возвращаясь к идее тотального неверия людей даже собственным глазам, вспомнился наш с подругой недавний разговор. Она сокрушалась, что люди перестали или отвыкли за десятилетия массового производства верить мастерам: они знают, что здесь, скажем, живет сапожник, или травник, или другой мастер, который делает хороший, качественный продукт – они могут это проверить, но все равно не верят, что его продукт лучше масс-маркета. Не хотят ли или просто не способны преодолеть привычные шаблоны и установки и расширить свой опыт, но действительно порой крайне сложно убедить человека просто попробовать. Может ему и не понравится, а может он откроет для себя нечто потрясающее – сложно.
Поэтому, желаю Вам, дорогие мастера, побольше не только постоянных и довольных покупателей, но и побольше новичков, решившихся выйти за рамки привычного, и всем - хороших мастеров и удачного нового опыта!