Хозяйке на заметку: если вдруг выглядите не очень и не хотите, чтоб на это обратили внимание, или если хотите отвлечь от себя недобрые и пристальные взгляды, или хотите, чтоб вас заметили, но не запомнили (да мало ли чего вы хотите), то есть хороший рецепт: броское или даже неуместное украшение.
10. «Кража» (режиссер Александр Гордон, 1970)
В нестандартном, мрачном, почти нуарной интонации советском детективе «Кража» есть герой по прозвищу Битник, который носит одновременно очень много украшений. Брошь в виде цветка, подвеска на цепочке, огромные чётки, браслет, перстень, а еще ремень с заклёпками, кружевные жабо и манжеты. Он разряжен, как новогодняя ёлка, но попробуйте узнать его на улице без килограммов бижутерии – шансов нет. И особенно брошка, надетая не к месту, гипнотизирует и забирает на себя всё внимание. Зачем? Украшения носят по двум причинам: чтобы быть собой и чтобы не быть собой. Нужно посмотреть фильм, чтобы определиться, какой именно вариант обозначен. Да даже абстрагируясь от содержания картины – кто сходу узнает в мужике, увешанном брошками, того самого Лёвина из «Анны Карениной»? А это всё тот же актёр Театра на Таганке Борис Голдаев.
Его герой – завсегдатай сомнительной, опереточного вида компании, полубогемы, полумалины, которая предается странным забавам в антикварных интерьерах. Занятно, что массовку изобразила богема настоящая: режиссеры и сценаристы кино и телевидения, в том числе Валерий Харченко, который работал ассистентом Андрея Тарковского на фильме «Зеркало». Так же в кадре появляется художник Вагрич Бахчанян, а в одном из эпизодов подробно показаны барельефы работы Эрнста Неизвестного (через пару лет и Бахчанян, и Неизвестный уедут из страны). Появление их всех в фильме неслучайно. Режиссер фильма Александр Гордон дружил с Андреем Тарковским, был женат на его сестре, и элитарно-художественный круг общения был у них единым: друзья снялись в фильме у своего товарища – равно как и режиссер Владимир Наумов, который виртуозно сыграл небольшую роль большого милицейского чина.
Кстати, об актерском составе – вот уж украшения так украшения: Эдуард Марцевич, Николай Бурляев, Юрий Горобец, необычный Андрей Попов в роли скульптора, Ирэн Азер, сыгравшая здесь, наверное, свою лучшую роль, и Олег Борисов, который настоял на том, чтобы его герой-следователь всё время ходил в темных очках: была такая мода у амбициозных интеллектуалов - подражать актеру Збигневу Цибульскому из польского фильма «Пепел и алмаз», об этом в свое время вспоминал Андрей Кончаловский. Брошка у одного, черные очки у другого – в этом фильме много непростых аксессуаров и деталей, и большое удовольствие их расшифровывать.
©
кадры из фильма "Кража" (режиссер Александр Гордон, 1970)