История, которая сжимается до размеров одного маленького украшения и расширяется до масштабов трагедии эпохи.
11. «Гадюка» (режиссер Виктор Ивченко,1965)
Экранизация рассказа Алексея Толстого «Гадюка» - история о нежной барышне, которая попала в историческое время, как воробей под кувалду. А что брошка? Брошка, которая в фильме – это метафора жизни главной героини. После кровопролитного боя её решают наградить (не только за подвиг, но и в утешение, не зная, как сказать о страшной потере). В котомке одного из красноармейцев находится золотая брошь. Да не простая, а с любовным мотивом: сердце, пронзенное стрелой. Комиссар постановляет: наградить бойца Зотову именным наганом и этой брошью, но только сердце, как буржуазную эмблему, убрать. Оставшуюся от идеологической переделки стрелу прикрепляют к ручке нагана. Молодой красивой женщине – ей лет двадцать – отказано в «буржуазных» эмблемах. Ей отказано в личных чувствах, в сердечности, в любви, в мечтах – это всё буржуазно, это всё надо выломать из её жизни, как сердечко выламывают из украшения, которое, кстати, до этого было чьим-то и неизвестно каким образом оказалось в вещмешке боевого товарища. Но даже и без сердца эта брошь всё равно остается пережитком прошлого: ведь украшения нужны для того, чтобы подчеркнуть женственность, пококетничать, полюбоваться собой, помечтать… Нельзя. Поэтому брошку не дают девушке в руки и не прикрепляют к одежде. Изувеченную брошку привинчивают к оружию: Теперь Оля Зотова сама как наган – железное орудие новой власти. Ей позволено быть хорошим товарищем (про товарища как раз скажет её начальник в тресте) – и не больше. Прямо-таки «ваше слово, товарищ маузер». Её лишают золотого сердца, но оставляют символ беспощадности – стрелу. Наган с этой стрелой – сломанная судьба, намертво прикрученная к оружию – висит на стене, как то самое пресловутое чеховское ружьё...
©
кадры из фильма «Гадюка» (режиссер Виктор Ивченко,1965)