Что остается от прошлой жизни, которую даже не хочешь вспоминать, потому что там только боль и крушение надежд? Маленькое украшение. Сверкающая веточка. Своё личное небо в алмазах.
12. «Служебный роман» (режиссер Эльдар Рязанов, 1977)
Когда-то давно, практически в другой жизни, Калугина носила красивые украшения, читала Пастернака, ходила в Пушкинский музей, выстаивала очередь на выставку Модильяни, посещала рестораны, шила себе красивые наряды, обустраивала свой быт, её окружало много друзей, у неё был любимый мужчина, А потом жизнь проехалась по ней катком. Конечно, её нельзя сравнивать с героиней из предыдущего поста про фильм «Гадюка» (хотя стоит обратить внимание на перекличку двух сцен, когда героини получают советы относительно моды от сведущих дам), но, в конце концов, у каждого свой ад. Калугина прошла через предательство, опустошенность, вычеркивание самой себя из жизни. А что осталось? Осталась брошка, ослепительно сверкающая – такие брошки покупают мечтательные натуры, которые с большой надеждой смотрят в будущее. И то, что брошка осталась «на ходу» (Калугина надевает её на новоселье), а не выброшена или кому-то отдана, говорит о том, душа еще жива, что она не умерла, а просто очень сильно замерзла: брошка выглядит, как кристаллики льда на ярком солнце. Ледяная брошка - замерзшие надежды и мечты. Мотив веточек и листиков - они застывшие, а должны быть живыми: брошка в ожидании тепла и солнца. Только вот не испепелило бы, не уничтожило бы её ожидаемое солнце… Эта брошка не только рассказывает историю жизни своей владелицы, но и сигналит о грядущей травматической ситуации, в которую героиня и попадает в финале фильма, как в капкан.
©
кадры из фильма «Служебный роман» (режиссер Эльдар Рязанов, 1977)
кадр из фильма «Гадюка» (режиссер Виктор Ивченко,1965)