Иногда украшения берут нас в плен. Они так сильно связаны с прошлым, что становятся частью судьбы: замок брошки превращается в замок клетки. И тогда надо принимать решение.
17. «Карнавальная ночь» (режиссер Эльдар Рязанов, 1956)
Когда заходит речь о «Карнавальной ночи», то в первую очередь вспоминается блистательная Людмила Гурченко – витальная Леночка Крылова, организатор праздников и фейерверк культмассового сектора, вся в делах, в страстях, в ухажерах, песнях и юном неуемном очаровании. Но в фильме есть героиня не менее интересная - её антитеза. Тоже работник культмассового сектора - заведующая библиотекой. Уже не молодая, не в тысячу ватт затейница, не авантюрно-смелая, а застегнутая на все пуговицы Аделаида Кузьминична Ромашкина. Застегнутая и еще заколотая брошкой под самое горло. Брошка примечательная. Довольно известная советская серебряная брошь начала 50-х годов с карболитом и хрусталиком, выполненная в очень строгом викторианском стиле. Степенная, стеснительная - а потому очень серьезная - библиотекарша этот викторианский стиль прямо-таки воплощает от и до. И её платонический роман с бухгалтером тоже выглядит абсолютно викторианским: на полутонах, на полушаге, на полувозможности хоть какого-то развития. Брошка черная – как раз в викторианские времена были приняты черные украшения в знак траура. Можно сказать, что Аделаида Кузьминична носит траур по своей давно ушедшей молодости. А может, всё еще печальнее. Возможно, это траур по жениху, не вернувшемуся с войны: сколько было таких женщин, которые остались одинокими до конца своих дней, храня в сердце единственную любовь. Но Новый год – новая жизнь. Аделаида Кузьминична снимает свою черную брошь, надевает белое жемчужное ожерелье и кружится по сцене не хуже, чем Леночка Крылова. Ясно, что она решилась на перемены – всегда важно не упустить момент убрать любимое украшение в самый дальний ящик. Пять минут, пять минут – часы тикают, надо успеть до полуночи, иначе остаток жизни превратится в тыкву.
©
кадры из фильма «Карнавальная ночь» (режиссер Эльдар Рязанов, 1956)