Не буквально, конечно, хотя в случае с камеями всякое может быть. Нет. Но иногда украшение может рассказать о своей владелице так много, что и добавить будет уже нечего.
21. «Унесенные ветром» (Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд, 1939)
Наверное, это самая большая камея из всех, виденных мной в кино. И лучшая характеристика героини Вивьен Ли. Ни один литературовед, ни один кинокритик не сможет так кратко охарактеризовать сущность Скарлетт О`Хара, как эта огромная камея, приколотая к траурному платью.
Скарлетт – героиня жуткая. Да, многие привыкли восхищаться её стойкостью, напористостью, целеустремленностью, многим нравится, как она добивается всего, чего хочет, как идет по жизни подобно ножу сквозь масло. Так думаю те, кто хочет быть такими же цепкими кошками, как Скарлетт. Типичная яркая выживальщица. И само собой, кажется, что она молодец, если она – это ты. А вот если Скарлетт – твоя сестра, подруга, соседка, коллега по работе, начальница, если это человек, от которого зависит твоё будущее, твоё благополучие, жизнь твоя и жизнь твоих близких… Боже упаси! Ничего страшнее и придумать нельзя. И нахождение в орбите такой Скарлетт всегда чревато бедой – она съест любого без хлеба и даже не заметит. Поэтому лучше обходить её стороной: заметить такое украшение и быстро дать дёру.
Как выглядит эта роскошная, приколотая к трауру камея размером с блюдо для торта? Чрезмерно и неуместно – и нагло. Это и есть Скарлетт: «чересчур» - это её второе имя. Неуместность и чрезмерность – это признаки вульгарности. И Скарлетт вульгарна. Особенно на фоне представительниц старой аристократии. Среди них она - парвеню, шокирующая общество своей привычкой брать жизнь за морду. Ей всё позволено, она не признает никаких границ и законов - ведь она зацикленная на себе психопатка, к которой лучше не приближаться. Как же всё-таки хорошо, что огромные неуместные броши видно издалека!
Эта камея – настоящая находка. Её принес для съемок художник по костюмам Уолтер Планкетт, который работал на фильме «Унесенные ветром». Брошь принадлежала его матери, которая, конечно же, никогда бы на надела её к траурному платью – такое безотчетное хулиганство по плечу только совершенно отмороженным особам.
В этом фильме у Скарлетт есть еще один совершенно невероятный аксессуар, о котором надо будет рассказать отдельно – недаром же работа над костюмами героев «Унесенных ветром» (особенно над образом Скарлетт) вошла в историю мирового кинематографа как образец высокого профессионального мастерства.
©
кадр из фильма «Унесенные ветром» (Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд, 1939)