Виолетта – дама с камеями, как дама с камелиями. Почему официантка на работе носит гарнитур из камей?
22. «Вокзал для двоих» (Эльдар Рязанов,1982)
Интересная героиня. Героиня, достойная отдельного фильма. Героиня, безнадежно попавшая в тень главной звезды фильма. Официантка с романтичным именем Виолетта. О чем грезили её родители, давая девочке такое оперное имя, о чем мечтает она сама? Актриса Ольга Волкова рассказывала, как однажды увидела официантку, которая совершенно не вписывалась в атмосферу какой-то забегаловки – оказалось, что та мечтала быть актрисой. Не получилось – и сценой стало место работы. Образ Виолетты наверняка списан с той несостоявшейся артистки. К тому же Ольга Волкова принимала решающее участие в подборе костюма для Виолетты, поэтому можно предположить, что старенькие камеи – это её находка. В кадре плохо видно, но кажется, что это пластик и стекло первой половины ХХ века, возможно из 50-х годов. Они могли принадлежать матери или бабушке Виолетты и точно не выглядят недавно купленными – это наследство, и не столько даже материальное: старый уклад жизни, который не вписался в жизнь новую. И вот тут начинает прорисовываться её история. Виолетта – старая дева, которую всё никак не удается выдать замуж. Её подруга Вера (Людмила Гурченко) говорит о ней: «Она чуднАя, хорошая, таким всегда не везет» и тут же высмеивает её манеру ходить, выдает её секреты и даже передразнивает, чтобы развлечь своего ухажера: «Она дает мужику телефон, ждет день-два, никакого результата, а мужик вроде был в кармане». Вера над ней смеется, считая себя уж точно более житейски состоявшейся, чем её нелепая подруга.
Да, для привокзального мира Виолетта нелепа. Как нелепы камеи на фартуке у официантки. А с другой стороны – они там более, чем уместны. Эти камеи из какой-то другой жизни, которую придумала себе Виолетта - барышня совершенно из другой оперы. Перламутровые профили – единственная защитная перегородка между ней и атмосферой железнодорожной забегаловки со скандальными клиентами, пьяным быдлом, жлобами-спекулянтами, завистливыми товарками и прочим охвостьем жизни, среди которого с утра до вечера надо сновать, прислуживая, обслуживая и выживая. Чёрно-белые камеи - тонкая красная линия.... Очень точный и трогательный аксессуар.
©
кадры из фильма «Вокзал для двоих» (Эльдар Рязанов,1982)