Пасторали и реалии, Лель и Снегурочка, Вера и надежда, брошка и перстенёк - сувенир для проезжающих.
22. «Вокзал для двоих» (Эльдар Рязанов,1982)
Главная героиня фильма - официантка Вера - носит вполне дорогой гарнитур с пасторальной сценкой. Такие броши в те годы стоили не меньше 25 рублей, а уж вместе с перстнем и того дороже. Вера явно купила его себе сама – не будет же дарить такие подарки (да и вообще красивые и дорогие украшения жлобы не дарят) ни муж, который развелся с ней по громкоговорителю, ни хмырь-ухажер проводник, который сначала «сама, сама, сама», а при расставании: «Сколько ж я на тебя денег потратил, сколько времени, у меня на каждой станции по 20 человек могло быть таких, как ты, ты думаешь, от тебя какая радость большая была?» Так что выбор украшения со сказочно-романтичным сюжетом – это придумываемая Верой реальность. Принца на белом рояле она тоже себе потом придумает – и это беда, которая всегда с ней, как тот пресловутый праздник.
Скорее всего, она купила те украшения в сувенирной лавке гостиницы. Очень важная гостиница! Замечательный кадр есть в сцене, когда героя Олега Басилашвили Вера пристраивает в «Интурист» на ночёвку. Он листает проспекты с рекламой народных ремесел. На странице – Палехская миниатюра. Героиня Людмилы Гурченко носит как раз гарнитур, сделанный мастерами Палеха. Метафора грандиозна. Официантка Вера – сувенир для проезжающих и приезжающих, для прибывающих и отбывающих. И чем бы ни заканчивался фильм, понятно, что её счастье всегда будет из папье-маше. Бумажное счастье. Лакированный, романтичный, расписной хрупкий призрак. И хотя Эльдар Рязанов ставит точку на подъёме, но жизнь всё равно потом все знаки препинания расставит по своим местам.
©
кадры из фильма «Вокзал для двоих» (Эльдар Рязанов, 1982)