ЦВЕТ как диагностическое свойство ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ (часть 1)
Первоначальный план просто рассказать о цвете и прозрачности наиболее распространённых ювелирных камней и поставить, наконец, очередную точку в спорах о том, существуют ли зелёный аметист (?), синяя яшма (!) и красный изумруд (?!) в ходе подготовки статьи тихо скончался…
Причина, правда, уважительная: чем больше товаров выставляем, тем больше поступает от потенциальных покупателей вопросов и комментариев относительно цветовых характеристик выставленных на витрине магазина камней и готовых изделий.
У нас даже дискуссии периодически возникают, и приходится иногда тратить довольно много времени, чтобы договориться о терминах и понять, кто что на самом деле имеет в виду.
ЕЩЁ РАЗ ПРО ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ...
Наверное, каждый второй покупатель ювелирных камней (это если не каждый первый) при совершении дистанционных покупок хоть раз да сталкивались с такой неприятной вещью, как искажение цветопередачи. Как будто монитор продавца говорит на одном языке, а монитор покупателя – на другом, соответственно, ожидания и реальность гарантированно не совпадут…
Вопрос первый: Кто виноват?
Да много кто: и индивидуальные настройки мониторов, и особенности условий съёмки, и глубоко индивидуальные представления о таких характеристиках как цвет-оттенок-яркость, и специфика индивидуального цветовосприятия… Безусловно, в нашем случае продавец-дальтоник – то ещё извращение, но чего только в жизни не бывает…
Вот и приходит на ум хорошо известное «не верь глазам своим!», от которого так просто не отмахнуться. :)
Вопрос второй: Что делать?
Поскольку от такой напасти ни один покупатель не застрахован, остаётся только минимизировать возможные разночтения. И самое простое решение – делать в описании ссылку на картинки с эталонами цвета, а ещё лучше — описывать цвет камня кодовыми буквами и цифрами.
Проблема дальтонизма этим, конечно не решается, но она не решается в принципе…
Итак, в нашем распоряжении есть система определения цветов и оттенков «GemSet», разработанная GIA (Геммологический институт Америки), а также ее отечественный эквивалент — ТУ 117-3-0761-7-00 «Вставки обработанные из природных ограночных материалов для ювелирных изделий».
Какую бы систему вы не использовали, принцип классификации в любом случае базируется на общем понятии цвета как такового и дополнительных критериях его оценки применительно к ювелирным камням.
Все цвета делятся на две группы: ахроматические (белый, чёрные и все оттенки серого между ними) и хроматические (обладающие цветовым тоном).
Вот этими словами заканчивается простая для восприятия, понятная область, и начинается территория неочевидного. :)
В качестве примера возьмём растиражированный в интернете вариант «шифровки»:
Казалось бы, в чём здесь путаться? Видим две буквы и три цифры, в которых заплутать может только категорически неграмотный…
А вот и нет!
Начать с того, что цифр в данном случае не три, а две… Третья, в смысле «3», это как раз не цифра, а совсем даже буква – большая такая буква «З». Как говорится – «почувствуйте разницу»! И это только то, что лежит на поверхности, а если копнуть поглубже – совершеннейшие дебри!
Кто-то не верит?
А спорим, что чтение нескольких абзацев текста ниже способно запросто вынести неподготовленный мозг непрофессионала?!
1. Тон (hue) – характеристика цвета, обусловленная способностью камня поглощать или отражать световое излучение. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого цвета.
Термин «Тон» описывает основную характеристику цвета, который в первую очередь зависит от длины волны отражаемого или излучаемого света.
Если камень интенсивно поглощает падающий на него свет – он выглядит тёмным, если поглощает слабо и в большей степени отражает – светлым.
Тон = Цвет. Когда мы спрашиваем: «Какой это цвет?», мы интересуемся именно тоном. Именно по тону мы определяем «красный», «жёлтый», «синий» и другие цвета.
Всего выделяют 11 степеней тона:
от 1 - «бесцветный» (= «белый»), 2 - «экстремально светлый», 3 - «очень светлый» …
до 9 - «очень тёмный», 10 - «экстремально тёмный» и 11 - «чёрный».
2. Подтон – примесь другого цвета в каком-либо тоне, цветовая комбинация основного и дополнительного цветов. В быту мы зачастую вместо понятия «подтон» используем «оттенок», подразумевая вариант цвета и цветовой нюанс, хотя «подтон» и «оттенок» не одно и то же…
Всего выделяют 34 подтона с учётом степени их смешения (всего 5 степеней).
Наиболее высоко ценятся цветные ювелирные камни, цвет которых максимально близок к чистому спектральному, без дополнительных примесей.
3. Оттенок (tint и shade) – изменение цвета в пределах одного тона.
Оттенки получаются за счёт ахроматических примесей в основном тоне: путём смешения с белым = осветлённый оттенок (tint) или с чёрным = затемнённый оттенок (shade). Сам цветовой тон при этом остаётся относительно неизменным.
3. Цветность (colorfulness) – уровень зрительного восприятия какой-либо области как более или менее красочной.
4. Насыщенность (saturation) – степень интенсивности (яркости) оттенка, характеризует содержание чистого хроматического цвета в цвете смешанном (абсолютная величина).
Насыщенность коррелирует со спектральной чистотой: чем более цвет чист и близок к спектральному, тем более он насыщен.
Можно сказать, что насыщенность – это цветность, оцениваемая относительно собственной яркости.
Иными словами, насыщенность цвета определяется тем, как много или мало в нём ахроматической примеси: то есть «разбавляют» цвет те самые «пятьдесят оттенков серого», делая его менее насыщенным…
Насыщенность не определяется категориями «светлый» или «тёмный», для определения её степени используются понятия «слабый» (т.е. бледный), «средний» и «сильный».
Выделяют 6 степеней: от «очень слабо насыщенный» до «очень сильно насыщенный».
Другое название – Интенсивность.
5. Хроматичность (chroma) – характеристика, определяющая степень чистоты цвета (относительная величина).
Понятие «хроматичность» связано с понятием «насыщенность», но не тождественно ему.
Фактически это – количество цвета в цвете.
Иначе говоря, это цветность, оцениваемая относительно яркости белой области той же светлоты. Например, жёлтый цвет приобретает насыщенность в светлых областях, а синий – в тёмных…
Высокохроматические цвета – это цвета с нулевыми или минимальными примесями ахроматического цвета, то есть серого любой степени яркости.
Близкая категория – Сочность.
6. Светлота (lightness) – характеристика, определяющая степень приближения цвета к белому (относительная величина). Просится, конечно, «светлость», но как-то не привилось…
Кстати, это – единственная характеристика, присущая как хроматическим, так и ахроматическим цветам.
Это – относительная субъективная яркость, оцениваемая относительно яркости белого цвета. Когда мы говорим «светлый» или «тёмный», мы оцениваем именно светлоту цвета.
Иными словами, светлота – это степень отличия от белого и чёрного. Также можно сказать, что светлота – это характеристика того, насколько в тоне мало серого и много белого.
Самый светлый – яркий жёлтый, а самые тёмные – синий и фиолетовый.
7. Яркость (brightness) – характеристика, зависящая от количества света, излучаемого цветом. Чем больше в цвете света, тем он ярче (абсолютная величина).
Это – субъективная яркость, то есть уровень зрительного восприятия какой-то области в поле зрения как более или менее светлой в зависимости от степени интенсивности отражаемого или излучаемого цвета.
Где-то в интернете встретились великолепные в своей простой силе формулы:
lightness = brightness / brightness (white) и chroma = saturation / saturation (white)
Ну и как? Полёт нормальный?
Чтобы не утонуть окончательно, предлагаем принять как факт, что все эти характеристики совместно определяют «цвет» камня, и допустить, что этот «сложносоставной» цвет можно определённым образом закодировать в буквах и цифрах.
Посвященные легко прочитают такой шифр и перестанут ломать голову над вопросами типа: «А вооон тот красно-оранжевый камень всё-таки больше красный или, наоборот, больше оранжевый? И сильно больше?? А на просвет???»
Вернёмся к уже знакомому описанию камня:
Заглянем в справочники:
Что получается? ))
Судя по коду, зашифрован следующий камень следующего «цвета»:
умеренно синевато-Зелёный, средне-светлый тон, сильно насыщенный
То есть что-то типа этого:
Или этого:
А теперь — наши читатели уже знают:
- время собирать камни, дамы и господа, ВРЕМЯ СОБИРАТЬ синевато-зелёные КАМНИ!
Во второй части насладимся многообразием оттенков и полутонов, так что…
Продолжение следует! :)
P.S. Читатель, дочитавший до конца: не поленись, пожалуйста, проголосовать: очень важно знать, что время на написание потрачено с пользой.
P.P.S. Все фото взяты из открытых источников, при условии отсутствия ссылки на незыблемость авторских прав. Если владелец найдётся и почувствует себя оскорблённым – просим сообщить, чтобы мы могли удалить фото (ссылки на другие ресурсы здесь запрещены).