После шторма на берег выбрасывает янтарь. Чем сильнее шторм, тем драгоценней камни. «Слёзы сосен» - застывшие на века и переждавшие самих себя, но волею судьбы выдернутые из морских глубин, увидевшие свет и готовые впитать в себя новое солнце.
23. «Родня» (Никита Михалков, 1981)
Немолодые герои, которых штормило всю их жизнь. Главный инженер рыбзавода Юрий и деревенская жительница Мария. После житейских бурь и ненастий их случайно вынесло навстречу друг к друг, как выносит на берег тот янтарь. Они сокровища – оба. Драгоценная взаимная находка. И казалось бы, что еще надо…
Когда Мария приходит на свидание на набережной, она не просто красиво одета (особенно по контрасту с её походным облачением и олимпийской фуфайкой). Она еще приколола к нежному вороту блузы красивую брошь. Круглая, в серебряной оправе янтарная брошка из 50-60-х годов. Потом эту же брошь Мария надевает на встречу с бывшим мужем.
Два эпизода – два образа. В первом будет еще ажурная шляпка, которую подарит влюбленный поклонник. Во втором – грубая старая серая кофта. Такое перепутье – что выбрать, «жизнь новую, светлую» или прежнюю? Металлическая окантовка солнечной серединки брошки – как метафора круга жизни, из которого не вырваться: давно всё очерчено, давно всё запаяно. Ни разорвать, ни разогнуть. Мария сама себе тюрьма – и это при всём её жизнелюбии, свободе, непредсказуемости, неуправляемости, самодурстве и властности. И ходу ей из той тюрьмы нет – она до конца так и останется в упрямых границах своих заблуждений и ошибочных установок. Вернуться в морскую темную глубину или остаться с солнечным светом – увы, янтарь не волен выбирать своё счастье.
©
кадры из фильма «Родня» (Никита Михалков, 1981)