Феномен среднеазиатских икатов или абровых тканей известен в мире уже давно. Они распиарены и известными фэшн дизайнерами и просто любителями экзотики. Про них писали путешественники 18-19 веков. В основном известны образцы относящиеся к позднему 19 веку, хотя их датировка не точна. Дело в том, что жизнь тканей недолговечена из-за специфики среднеазиатского климата и способа изготовления. Массово стали производиться в конце 19 - начале 20 века после присоединения Средней Азии к царской России. Так как в связи с активизацией торговли в регионе, улучшилось материальное благосостояние местного населения.
В 20-е годы после революции одними из первых декретов нового правительства были вовлечение женского населения в социальную жизнь, обучение и трудоустройство. Открываются артели, производящие национальную вышивку и ткани. Именно в связи с этим у этнографов и происходит сложность в датировке изделий. Многие так называемые изделия 19 века относятся к первой половине 20 века и произведены как раз в артелях. Во время отечественной войны и после производство кустарных местных тканей активизировалось в связи с дефицитом текстиля. Кстати именно в довоенное и послевоенное время начинается активное изучение текстиля советскими этнографами. Их труд во многом недооценен. Новое рождение местные ткани получают после изобретения промышленного станка для производства атласа и так называемого хан-атласа в 60-е годы прошлого века. Именно эти ткани становятся визитной карточкой всех среднеазиатских женщин.
Мое детство пришлось на поздние 80-е годы в Ташкенте. Из ранних воспоминаний: звонкие окрики стрижей в неохватном лазурном небе, слепящая игра солнца в многовековых чинарах (платанах), глянец воды в шумящих фонтанах, нарушаемый плещущимися в них мальчишками и узбекские девочки и женщины на улице одевшие на себя радугу. Радуга.... Радужный атлас или хан атлас. Натуральный шелк высокого качества — струящийся, прохладный на ощупь, масляный атлас. Необыкновенный феномен. Выпускался на фабриках в Маргилане, Намангане, Бухаре, Ленинабаде (Ходжент сейчас) и много еще где. В 90-е годы его производство было полностью остановлено в связи с закрытием фабрик. Тем не менее шелка изготовленные на тех фабриках поражают своим качеством. Кроме атласа там производили крепдешин, синтетические и хлопчатобумажные ткани с местным и европейским узором.
В 90-е годы производство кустарных тканей возрождается заново. Сейчас мастера делают икатовый хлопчатобумажный адрас, шелковый адрас с муаром, тонкий шелк шои, атласный шелк с хб и без, шелковый бархат. Разнообразие поражает. Узоры, цветовые сочетания заставляют сердце биться чаще. Это настоящее эстетическое наслаждение. Посещение магазина икатовых тканей можно спокойно прировнять с картинной галереей.
Но несмотря на это, многие, кто сталкивается с узбекским икатом, замечают его непрактичность. Что же не так? Практически любая ткань линяет, причем сильно. Дает усадку, но это не беда. А вот то, что цвета вылинивают, причем сразу, — это реальная проблема.
Адрасы обладают необычным эффектом, так называемым муаром. После стирки он исчезает.
Так что же это? И как быть? Ответ прост. Профессиональная чистка для сохранения произведения искусства. Много ли практичности в платьях Эли Сааб? Будете ли вы запихивать в посудомойку китайский фарфор династии Мин? Протирать мокрой тряпкой работы Питера Дойга? Мое мнение, в хрупкости есть дополнительная привлекательность, неуловимость, более трепетное отношение к работе мастера. Да, массмаркет практичен, но это не эксклюзив. Ведь ширина традиционного иката максимум 40 см, а длина рулона едва ли превышает 40 метров. Интересно и то, что из-за специфики изготовления ни один мастер не способен воссоздать на 100% подобный рулон с теми же цветами и узорами дважды. Выбирая узбекский икат для оформления мы осознаем его как бы беззащитную красоту, неповторимость художественного исполнения, настоящую неподдельную эксклюзивность. Истинная восточная философия - это синтез духовного, природного, телесного. Воплощенная в невероятной эстетике иката.
В заключении хочется добавить, что в нашем мире все меньше остается место для чего-то уникального, самобытного. Век технологий упрощает нашу жизнь, делает все доступным, облегченным, экономит время и в то же время отнимает индивидуальность, фантазию, проявление интеллектуальной инициативы. Производство икатов полностью ручной, очень кропотливый, сложный и творческий процесс. В данное время из-за нежелания молодежи, привыкшей к смартфонам и прочим гаджетам, осваивать трудоемкое ремесло предков, дороговизны натуральной шелковой и хлопчатобумажной пряжи, затратности по времени изготовления, этот вид творчества находится под угрозой исчезновения. Превратится ли среднеазиатский икат в синтетический массмаркет или останется верным истории, традиции, культуре? Ведь ручная работа намного ценнее роботизированного автоматизированного изготовления, она хранит в каждой частице теплоту души мастера. Очень хочется, чтобы икаты не исчезли в современном технологичном мире. Пусть вас не пугает специфичность ухода за ними. При грамотной химчистке они будут служить очень долго и радовать вас своим видом.