У святой Анны Кашинской необычное и особое место с соборе русских святых. Жизнь ее не была героической и современники святой ее не сочли, а потомки на несколько веков забыли. Много удивительного и единственного в своем роде случилось в посмертной судьбе благоверной: внезапная слава, канонизация, сменившаяся довольно быстрой опалой и вымарыванием ее имени из святцев; столетия официального запрета, которые не помешали растущему народному признанию святой, и снова канонизация.
Анна родилась в семье богатого и родовитого Дмитрия Борисовича, князя Ростовского, а замуж вышла за тверского князя Михаила Ярославича, который потом получил титул и права великого князя Владимирского, и первым из русских правителей стал именоваться великим князем всея Руси.
Но в те годы (13-14 века) никакое богатство и титулы не были гарантией счастья и спокойной жизни. Страну терзали ордынские захватчики, да и соотечественники не упускали случая оторвать кусок земли у соседа, пограбить его владения. Анна теряет отца, переживает страшный пожар, болезнь мужа, смерть первой дочки. Годы и годы утрат, лишений, испытаний. Затем один за другим страшную смерть находят супруг, сыновья, внук.
После всего этого что должно было удерживать женщину в миру (хотя какой уж тут мир?!)? Анна приняла постриг. В конце жизни она перебралась к младшему сыну в тверской городок Кашин, где для нее был выстроен монастырь. Там наша героиня, приняв схиму, и упокоилась (здесь опять неподходящее слово - покоя княгиня не стяжала и после смерти).
Земная жизнь Анны Дмитриевны была воплощением терпения. Ее главной добродетелью стали смирение, кротость, помощь несчастным и молитва. Других подвигов за ней не числилось. Этого, чтобы считать ее святой, людям показалось мало - похоронили и забыли на почти 250 лет.
Но Господь почитает терпение не менее иных достоинств. В 1611 году в Кашине некий клирик Герасим отчаянно просит небеса об избавлении от тяжкого недуга. Ему является княгиня Анна, корит горожан, топчущих ногами ее к тому времени безымянную могилу, и обещает прекратившему поругание скорое исцеление. Герасим исполняет ее просьбу и обретает здравие и силы. Весть о святой заступнице понеслась по округе. Почитание Анны стало быстро возрастать и шириться, чудеса не прекращались, молитвы не оставались неуслышанными, помощь приходила без промедления.
Слухи докатились и до столицы. Царь Алексей Михайлович с супругой и домочадцами дважды приезжал в Кашин - на открытие мощей и для того, чтобы собственными руками перенести их из деревянной церкви в каменный собор.
Казалось бы - счастливый конец. Но нет...
Мощи новообретенной кашинской святой внезапно оказались весомым аргументом для старообрядцев, которые доказывали, что двоеперстное крещение более древнее и единственно правильное - вон, мол, и святая княгиня Анна даже во гробе сложила персты так, как заповедали предки, а не по новомодному, не "бесовской щепотью". В Кашин прибыла высокая патриаршая комиссия, которая постановила: пальцы у кашинской святой неправильные, в житиях и летописях много ошибок, княгиня - не княгиня, святая - не святая, "самозванку" предать земле, ее имя вымарать из святцев, церкви, в ее честь названные, переименовать, молитвы запретить.
Формально конечно эти репрессии против давно ушедшей несчастной женщины были выполнены. Но народную любовь указами не уничтожишь, и кашинскую праведницу втайне продолжали почитать сторонники и старого, и нового обрядов. Прошло почти 150 лет. После того, как многие запретительные вердикты против старообрядцев стали смягчаться, медленно-медленно, в течении почти всего 19 века, безвинно поруганная святая стала возвращаться. В 1909 году по распоряжению царя Николая II пышно, торжественно, при большом стечении народа, духовенства, при участии членов царской семьи, под всеобщее ликование кашинцев (и не только их), благоверной княгине Анне окончательно вернули ее честное имя и по праву принадлежащее место в соборе русских святых.
Ну теперь-то уж останки Анны нашли вечное упокоение? Увы, но нет. Опять нет.
В 30-х годах ХХ века воинствующие безбожники вскрывают раку в поисках доказательств поповского обмана трудящихся. Ничего особенного не находят (ну, мощи и мощи), но гневную статью, разоблачающую религиозные "суеверия" напечатали аж в газете "Правда" (а она самая главная газета советской власти с миллионными тиражами). Раку поместили в местном краеведческом музее, который на некоторое время стал необыкновенно популярен. Чтобы пресечь паломничество в советском учреждении, мощи спрятали в запаснике. Во время некоторой религиозной "оттепели", начавшейся в годы Великой Отечественной войны и продолжавшейся несколько лет после, мощи благоверной вернули церкви и с 1948 года они хранились то в одном, то в другом храмах города.
И только в начале 1990-х годов посмертные гонения святой Анны Кашинской кажется закончились. Ее мощи нашли покой в кафедральном Вознесенском соборе Кашина.
Бог даст, что это навсегда.
Маленькая дорожная (путная) резная иконка святой