Малый бизнес всегда действует в условиях ограниченного бюджета. Там, где большая корпорация может позволить себе дорогостоящий эксперимент, владелец малого бизнеса должен полагаться на себя и свои возможности. Однако есть сферы, экономия на которых выходит вам не просто боком, а наносит серьезный ущерб вашему бизнесу.
Сегодня мы начнем разговор об оптимизации расходов.
Позвольте задать вопрос: в вашей сумке (портмоне, кейсе и т. д.) всегда лежат ваши визитки?
Нет, вы идете не семинар, не на переговоры, вы просто идете в гости, на мероприятие, выставку. Вы не знаете, кого там встретите, вы никогда не сможете с точностью предсказать, каким неожиданным образом сложится ваш контакт с незнакомым человеком. Один из моих клиентов в свое время сумел заключить долгосрочный договор на очень выгодных условиях лишь потому, что при походе в парк аттракционов с ребенком взял с собой визитки. Родитель симпатичного малыша, который играл с сыном моего клиента, оказался владельцем компании, искавшей поставщика. Разговорившись, они незаметно вышли на тему работы, обменялись визитками, а через неделю мой клиент положил в карман подписанный договор на сервисное обслуживание крупной компании.
Представьте на минуту: холодные звонки, директ мейл, попытки выйти на директора... или простой разговор в парке аттракционов?
Да, это везение. Но удача улыбается тем, кто прилагает усилия, а не ждет манны небесной. Если бы у него не было хорошей визитки с собой, если бы он не сумел правильно презентовать себя, если бы он оказался вечно недовольным ворчуном, которого раздражают другие люди... так много ЕСЛИ, но все они не имеют значения.
Итак, ваше золотое правило — всегда носите с собой визитку и будьте готовы кратко презентовать себя и свое предложение.
Визитка должна быть выполнена качественно — на хорошей бумаге, отпечатанная в типографии. Идеально, если она будет по внешнему виду отличаться от стандартных безликих черно-белых «братьев».
Печать в цвете ненамного дороже черно-белой, но выглядит такая визитка более запоминающейся. Если же она будет иметь еще и индивидуальный дизайн (можно заказать дизайн у мастера, можно взять подходящий из открытых источников и доработать под себя), то ее облик будет сразу обращать на себя внимание, а значит, вас запомнят.
А вот заказывать печать на дорогой дизайнерской бумаге не стоит, это напрасная трата денег, если, конечно, такая визитка не является частью концепции вашего проекта.
Упаси вас бог делать чудовищные «поделки» на офисном принтере. Это все все равно что встать на паперть с протянутой рукой — ваша визитка должна показать ваше отношение к деловому партнеру, серьезность ваших намерений. Если она «нашлепана» кое-как, на скорую руку, то худшей рекламы вам и придумать трудно.
На визитке должны быть ваше имя, контакты и — это обязательный пункт — краткое сообщение о том, чем вы занимаетесь.
К примеру, Петр Иванов, компания «Бублики и баранки» — звучит прекрасно. Но добавьте сюда «доставка свежей выпечки 365 дней в году» или «лучшие крендельки по старинным рецептам» — и вы уже четко отделили себя от массы конкурентов.
Заметьте! Никаких дорогостоящих буклетов, никаких брошюр, никаких листовок. Ваша визитка + краткая презентация — и знакомство состоялось!
Просто? Да. Но зато эффективно.