Редко в моём архиве остаются эскизы к полотнам, «Руиз и табурет» в этом плане исключение, потому что работа вообще исключительная.
"— Забота, Заботушка, перейди на Иакова, с Иакова — на всякого".
Лестница уходит в небо, лестница из сна Иакова, теперь небо начинается на земле. Лестница состоит из двенадцати ступеней, двадцать два лика расположились на ней. Ангелы с обеих сторон возле каждой ступени сопровожают этап, на последней ступени — «лице, акы человече, из огня иссечено».
Апокриф «Лествица Иакова» входит в индекс запрещённых книг (список запрещённых к чтению публикаций составлен Римско-католической церковью с целью оградить веру и нравственность от ошибок).Церковь можно понять, ведь Иаков не только видел огненное Лицо как явление Божией Славы, но и сам трактуются как небесное отображение:«Он [Иаков] видел сон, и вот, лестница утверждена на земле, а верх ее достигал до небес... и (ангелы) в тот день восходили ввысь на небеса, говоря: Придите и видите Иакова благочестивого, чей образ утверждён на Престоле Славы, и которого вы желали видеть».
На моей лестнице больше ступеней, двенадцать — это мало.
Сюжет полотна стремится к побегу, забор можно перепрыгнуть, встав на стул и подтянувшись, можно перелезть через забор по лестнице. Или не лезть никуда, спуститься из синего марева в лимб, гостеприимный и ласковый. Задумке отвечает любой из вариантов действий, картина про выбор каждого, мой был всегда бежать, как Фериде. RUIZ читать как FERIDE, а табурет превращается в стул. Вообще, по эскизу понятно, что стулом стала дверь.
Линия лошади демонстрирует взросление человека, путь от иллюзий и метафор к настоящему коню. "Конь" читать как "жизнь", непредсказуемое и мощное животное, потому лучше держать пару кусочков сахара в кармане про запас. Лошадь-качалка для самых маленьких, стул детям постарше, чтобы изображать атаку Чапаева, и настоящая лошадь, которая сама Чапаев: "Не время, Петька, грибы собирать!"
«Руиз и табурет»
50х70 см
2013 год
акрил, масло, грунтованный картон