Начало двадцатого века до Первой мировой войны характеризутеся появлением новаторских художественных течених и теорий, развитием кино, переменами в архитектуре, развитием науки и техники. Гениальный и самый востребованный в Париже испанский художник Пабло Пикассо открывает миру кубизм, порвав с предыдущей традицией постимпрессионизма, и, создавая эстетику модерна, совершает революцию в искусстве.
В первом десятилетии ХХ века женская одежда еще мало отличается от нарядов прошлого века. Обязательный корсет, пышные юбки длиной до пола. Обилие разнообразных узоров и орнаментов, складки, банты, ленты, воланы.
Но приходит Первая мировая война и условия жизни резко меняются, много забот сваливается на хрупкие женские плечи. Женщины идут работать на заводы, фабрики, сестрами милосердия и в торговлю. Все больше девушек осваивают мужские профессии, что в целом приводит к эмансипации слабого пола.
При таком активном образе жизни у женщины возникает потребность в практичной одежде обеспечивающей свободу движения и комфорт. Из дамских гардеробов исчезают неудобные корсеты вычурные юбки и объемные шляпы.
Авторитетный парижский дизайнер в мире моды Габриэль Шанель, известная нам как Коко, разрабатывает новый стиль платья без пояса, делает его короче, добавляет большие и практичные карманы, убирает ненужные украшения.
А в 1917 году происходит судьбоносное знакомство художника и модистки, и их многолетняя дружба приводит к сотрудничеству и рождению новых моделей одежды, созданных Коко под воздействием кубизма Пикассо.
Так как же кубизм проникает в моду?
Рассмотрим точки соприкосновения двух революционеров на примерах, которые были представлены на недавно прошедшей в Мадриде выставке в музее Nacional Thyssen-Bornemisza, посвященной их сотрудничеству. При сопоставлении некоторых произведений Пикассо и моделей Шанель, мы видим, как происходит взаимодействие между ними, как искусство проникает в моду, и как платья становятся частью кубистического полотна.
Итак...
Вытягивая силуэт, используя прямые линии, убирая талию и грудь, уплощая крой и упрощая форму своих платьев, Шанель разрушает патриархальный образ женщины и радикально порывает с эстетикой начала ХХ века (Belle Epoque) с ее пышными объемами, изгибами и причудливо извивающимися линиями.
Коллажи Пикассо с холстов перемещается на платья Шанель. Как кубисты используют разные материалы, гуашь и куски газет, живопись, куски дерева и обрывки обоев, так и Коко соединяет своих нарядах джерси и хлопок с муслином и мехом, она размещает функциональные детали, ставит на сдержанный фон цветовые пятна декора. (Желтое платье было создано Коко для русской балериныОльги Хохловой, жены Пикассо, которая на долгие годы стала постоянной и преданной клиенткой Шанель).
Одна из точек пересечения Шанель и Пикассо - та самая шанелевская гамма (белый, черный, бежевый, синий), которую принято возводить к ее сиротскому прошлому. Но когда ее ранние вещи оказываются рядом с кубистическими картинами Пикассо, близость палитр становится очевидна. На моделях Коко повторяются акценты, элементы, цвет и ритм холстов художника.
А вот эти удивительные "большие женщины", которых Пикассо многократно использовал в свой классический период творчества, вдохновили великую Коко на построение базовой модели платья-майки, без которого немыслим гардероб современной женщины и сейчас, спустя 100 лет. Всем известно, что новое - это хорошо забытое старое. Но об этой простой базовой модели забыли на целые две тысячи лет, пока оно снова не возродилось в исполнении Шанель под влиянием картин Пикассо.
Будучи страстной спортсменкой, в 1924 году Шанель разрабатывает костюмы для танцоров балета Дягилева "Голубой экспресс". И эти костюмы опять отсылают нас к «Купальщицам» кисти Пикассо.
И что, если не кубизм, повлияло на создание флакона для легендарных духов Шанель №5, появившихся в 1921 году, - элегантного минималистического прямоугольника?
Шанель, сознательно идет за радикальным современным искусством и создает феномен модерна в моде, понимая, что искусство — то пространство, где зарождается и формируется современность, которую можно превратить в платья, то в контексте культурной современности эти платья обретут силу.
В заключении хочу процитировать прочтение произведений Пабло Пикассо в своих изделиях. Ведь нельзя говорить о современном искусстве, не ссылаясь на великого испанского бунтаря. Вот и я поддалась под влияние гениального революционера от искусства ХХ века, перевернушего эстетику современности, перенеся на свои сумки эти полотна. Наверно, этот беспокойный гений не очень любил женщин, но купался в их любви и обожании до самого последнего дня своей долгой жизни. И вот мы видим две очаровательные женщины кисти Пикассо...
А согласитель ли вы с тем, что Пикассо оказал такое сильное влияние на современную моду?
Считате ли вы его произведения истинным искусством, перевернувшим всю современную эстетику?