До начала ХХ–го века натуральный жемчуг, или восточный жемчуг, превышал стоимость даже бриллиантов. Сейчас, когда освоили метод искусственного выращивания жемчужин, в это трудно поверить. Как известно, моллюск, реагируя на инородные частицы, попавшие случайно в его раковину, обволакивает их веществом – перламутром. Так образуется жемчужина. Искусственно выращенный жемчуг формируется так же, как и натуральный, всего лишь с небольшим вмешательством человека. Этот уникальный способ выращивания был разработан в Японии, хотя об этом хитроумном способе в Китае уже знали с XIII века. И Кокити Микимото был одним из первых, кто начал изучать это дело.
А начиналось всё достаточно прозаично.
Биография Микимото
10 марта 1858 года в семье владельцев ресторанчика "Авасачи" на побережье Тобе в провинции Сима Отокичи и Мото родился первый сын, которого назвали Йошиматсу.
Семья Йошиматсу
Мальчик с самого раннего детства показал упорство характера и ответственность. Его отец владел небольшой харчевней, где подавалась в основном лапша (удон) домашнего изготовления. В 13 лет Йошиматсу бросил школу и начал помогать отцу. Вот только учиться он бросил, едва научившись писать-читать-считать. Видимо, решено было, что лишние знания не помогут ресторанному делу. Однако, у мальчика хватило ума сообразить, что одним удоном сыт не будешь.
MIKIMOTO Kôkichi
В 14 лет ему пришлось взять на себя ведение дел в ресторанчике. И он берется за расширение семейного бизнеса, начав торговлю морепродуктами, всякими ракушками-креветками-водорослями. Его энергия, энтузиазм и трудолюбие принесли свои плоды. Сначала он догадался начать торговлю с доставкой, а потом расширил семейный бизнес. В возрасте 21 года Кокити Микимото стал самым молодым членом городской ассамблеи предпринимателей Тобы. Можно предположить что именно тогда он тесно начал общаться с Ама, "женщинами моря" (если, конечно, не начал знакомство с ними значительно раньше). Видимо , от них он молодой Кокичи и узнал, что море начало скудеть на жемчуг.
АМО
Остановлюсь на истории Амо немного подробнее : Надо сказать, что в Японии собиранием раковин-жемчужниц с незапамятных времен занимались преимущественно женщины. Ама (海女) - "морская женщина" - одна из древнейших женских профессий на побережье теплых морей, окружающих японские острова.
амо
Ремесло Ама имеет древнюю историю: в старинном японском сборнике поэзии «Манъёсю» говорится, что ещё 2000 лет назад в районе под названием Сима жили Ама. Весь этот район, который ныне входит в национальный парк Исэдзима, окружен горами Кии. Его берега, как и берега Внутреннего японского моря, резко уходят в глубину вод. По своей геологической структуре они относятся к древнему периоду «Нижняя юра». Именно поэтому для района Сима характерна изрезанная береговая линия и многочисленные острова, расположенные вдоль берега. Склоны гор подходят к самому морю, равнинных участков земли здесь совсем мало, поэтому и жизнь местного населения с давних времён была связана с морем. Мужчины занимались рыбалкой, а женщины выполняли более лёгкую работу, добывая продукты моря. Климат на полуострове Сима достаточно тёплый, а море богато морскими продуктами. Поэтому здесь и появилось ремесло женщин ныряльщиц за жемчугом – Ама.
амо
Изначально их задачей было добывание со дна моря всяких съедобных деликатесов вроде устриц и прочих раковин, крупных креветок, морских ежей и т.п. И несколько позже к этому списку морских деликатесов присоединился и жемчуг. Занимались этим преимущественно женщины не из каких-то религиозных, мистических или прочих соображений, а по простым физиологическим причинам: распределение жировой прослойки в женском теле позволяет женщинам легче переносить длительное пребывание в холодной воде. А сезон добычи съедобных раковин - преимущественно холодные, зимние месяцы года.
амо
В средние века (примерно так с 15го по 19й века) Ама были весьма уважаемой и престижной профессией. Ныряльщицами становились дочери и жены рыбаков и крестьян, живущих вблизи моря. Хорошая ныряльщица за сезон зарабатывала много больше мужчины-рыбака или фермера и считалась хорошей и выгодной партией. К тому же, работать Ама могли вплоть до старости. Говорят, что Ама зрелого возраста (лет 40-50) могла находится на глубине дольше молодых.
Девы моря -"АМО"
В современной индустрии жемчуга заняты тысячи женщин ловцов жемчуга «ама» — морские девы. В заливе Исе «ама» ежедневно ныряют на глубину 30 м в любое время года. Только в конце лета они собирают те раковины, которые в руках искусных мастеров могут стать матерями-жемчужницами. Сегодня на дно залива Исе опускаются 7 тыс. «ама» — ведь для японской жемчужной промышленности нужно до 3 млн. трехлетних раковин в год. Разве могло бы существовать производство культивированного жемчуга без помощи «ама», которые веками ныряли в море в поисках моллюсков и съедобных водорослей?
Девы моря -"АМО"
В 1878 году Йошиматсу отметил совершеннолетие и получил свое взрослое имя: Кокичи и фамилию - Микимото. В том же году он узнал, что пара энтузиастов в Китае изучает формирование жемчуга в раковинах, и они уже выяснили, что жемчужина - это ответ раковины на раздражение, вызываемое случайно попавшим в мантию моллюска посторонним предметом. Идея возникла сразу: а почему бы не вводить этот раздражитель в раковину моллюска искусственно? Экспериментальное же подтверждение теории требовало времени и изрядных средств.
В 1881 году Кокичи Микимото женится на Умэ, семнадцатилетней дочери местного самурая. Брак, еще пятнадцать лет назад бывший совершенно нереальным из-за сословных различий, видимо, был по любви. Злые языки болтают, что Кокичи женился на молоденькой Умэ ради ее приданого. Полагаю, что это не совсем так. Потому как в 1879 году, когда Микимото было всего 21 год, он стал самым молодым членом городской ассамблеи предпринимателей Тобы, а туда абы кого не выбирали, и наличие твердого постоянного дохода было не последним условием для вступления.
Картина Масаёши Исэ, представляющая Кокичи и Умэ.
Когда Кокити завёл семью, первое время он продолжал ту же деятельность – торговля лапшой и овощами. Но доходы не росли, дела шли совсем плохо. Тогда, посоветовавшись с женой, он приобрёл на средства от её приданого, небольшую ферму по разведению и продаже съедобных устриц. Обычно устриц собирали на берегу моря, но у кого были хотя бы некоторые возможности, выращивали в садках. Вот таким делом и занялся Кокити. Но и здесь всё оказалось не просто, дела шли с переменным успехом.
Как-то отправившись в Уэно, куда Микимото привез на продажу своих устриц, он случайно встретился то ли с профессором Токийского университета , известным специалистом в морской биологии Какити Мицукири, то ли с доктором Есикити Миноцаку . Разговорившись на близкую для них тему, профессор посоветовал Кокити продавать устрицы не только для гурманов, но и освоить выращивание жемчуга, благо, что у самого Микимото были как раз именно те устрицы, с помощью которых это дело можно было начать. Конечно доподлинно этого никто не знает, да и не это важно — кто подал идею молодому, энергичному и упорному Кокити попытаться выращивать жемчуг в морских устрицах. Китайцы занимались этим давно, правда выращивали они не морской, а речной жемчуг, но он не имел того качества и красоты, которые требовались на рынке.
Умэ
Умэ оказалась, чуть ли не единственным человеком, который поддержал идею Кокичи о создании культивированного жемчуга. Все остальные в лучшем случае полагали молодого человека полубезумным мечтателем. Но Кокичи не сдавался.
Пришло время разобраться подробнее в методе Микимото
Устрицы не спешили открывать свои секреты. Почти 20 лет ушло у него на опыты с разными моллюсками и разными материалами, которые могли бы послужить зародышем будущей жемчужины.
Культивируемый жемчуг получают путем подсадки твердой частицы в тело устрицы. Инородная частица, слой за слоем, обволакивается перламутром, в результате чего и образуется жемчужина.
Микимото днями просиживал за микроскопом, в поисках оптимальных вариантов — размера, места и материала подсадки. Искал режимы содержания моллюсков в воде. Весь доход от ресторана и продажи овощей и морских деликатесов уходил на исследования. Опыты шли медленно и с большим трудом. Раковины не желали принимать инородные тела и дохли буквально от косого взгляда. На рост раковин и формирование жемчуга влияло тысяча и одно условие: температура воды в море, наличие течений, как теплых, так и холодных, естественные враги, выжиравшие плантации устриц, паразитные водоросли и болезни самих раковин. Кокичи был на грани банкротства, и только его семья и Умэ продолжали верить в его успех.
Только в 1893 году первая полусферическая искусственно-выращенная жемчужина была наконец получена. Успешными оказались опыты с морской устрицей "Акоя". В зависимости от размера исходной раковины жемчужины могли достигать размера 3-10 мм. Кокичи стремился закрепить успех и зафиксировать свое положение первооткрывателя и изобретателя культивированного жемчуга. Договоренностями и хитроумной дипломатией ему удалось запатентовать свой метод как первый и универсальный, хотя реально патенты на создание искусственно-выращенного жемчуга уже были зарегистрированы другими исследователями. Из-за того, что не было прецедента выдачи патентов на изобретения, касающиеся биологических объектов, весь процесс оформления занял 15 месяцев. В 1896 году Микимото получает патент. И продолжает упорно работать.
Долгое время ему не удается добиться хоть сколько-нибудь значимого успеха. В какой-то момент его ферма вообще оказывается на грани банкротства из-за массовой гибели планктона — основной пищи устриц. (Подобные явления называются в Японии «красными приливами», так как мертвый планктон образует на поверхности воды пленку красноватого цвета.) Весной 1905 года такой красный прилив вызвал гибель 850 тысяч устриц. Залив Симмэй оказался затоплен, вымер планктон, а за ним стали гибнуть устрицы. Что-то Кокити удалось спасти, но многое пришлось начинать заново. Несмотря на то, что тогда его финансовые средства были в самом плачевном состоянии, и неожиданно умерла жена, которая была для него верным помощником и другом, Кокити Микимото настойчиво продолжал действовать.
В 1899 году Микимото открывает первый магазин ювелирных изделий из культивированного жемчуга в Токио, в районе Гинза, где располагаются всякие прочие дорогие модные магазины, в том числе и западных компаний.
Кокичи продолжал экспериментировать с раковинами и зародышами. Сложнейший эксперимент — в трехлетние устрицы закладывались крохотные шарики из перламутра. А в качестве «присадки» — частицы перламутровой железы другой, более молодой, устрицы.
И в результате, в 1905 году, была получена первая, ослепительная, розовая, безупречной сферической формы искусственно-выращенная жемчужина. Это была победа.
С того момента Микимото ещё с большим рвением взялся за дело. В том же1905 году, Кокичи Микимото встретился с императором Мейджи, во время посещения последним храма Исэ-джингу. Именно во время этой встречи Микимото произнес слова, ставшие фактически слоганом его компании: "Я бы хотел охватить жемчугом шеи всех женщин мира". Так же эта фраза стала целью жизни Микимото .
Кокичи с новой силой окунулся в работу. Он тщательно следил за ростом культивируемых жемчужин, изучал различные аспекты выращивания жемчуга, думая над тем, как сделать ярче расцветку и блеск, как ускорить рост устриц-жемчужниц.
Неоднократные эксперименты позволили ему разработать совершенный метод покрытия искусственно имплантированного ядра слоями перламутра. Эксперименты завершились победой, и теперь свою технологию выращивания жемчуга Микимото начал переводить в массовое производство.
Лишь половина всех используемых устриц производила жемчужины, при этом лишь 5% из них соответствовали критериям высокого качества, однако, принимая в расчет высокие цены на жемчуг, этого было более чем достаточно. Незамедлительно был получен патент на технологию производства, который позволил Микимото оставаться монополистом на рынке культивированного жемчуга на несколько десятков лет вперед.
Но не все так гладко было на пути будущего жемчужного короля, как японские, так и европейские ювелиры вместе с наиболее консервативными геммологами презрительно фыркнули: мол, не фальшивка ли этот жемчуг?
Но результаты специальных исследований заставили недоверчивых по прикусывать языки: эксперты доказали, что по своим свойствам культивированный жемчуг ничем не отличается от натурального.
Официальный логотип фирмы
В 1906 году Микимото открыл в городе Гиндзе собственный магазин в котором уникальной красоты жемчужины, выращенные на его ферме, украшали ожерелья, браслеты, кулоны, серьги, и начал активно расширять свое предприятие.
Ювелирная фабрика "Микимото" в Токио
Через два год после великого изобретения Кокити Микимото в 1907 году, весьма впечатленный европейским уровнем развития ювелирной индустрии, открыл фабрику по изготовлению золотых изделий с жемчугом собственного производства. Ювелирная фабрика "Микимото" в Токио, была одной из самых продвинутых и хорошо оснащенных для своего времени , на ней занялись изготовлением всего спектра ювелирных изделий, не только из жемчуга. Эта фабрика, на которой впоследствии сформировался личный, неповторимый ювелирный почерк Mikimoto, кстати, стала своего рода пионером в Стране восходящего солнца: до этого в Японии не было крупных предприятий, специализирующихся на создании украшений из драгоценных камней и благородных металлов.
Первый магазин "Микимото" в Лондоне.
Однако, создание и успешное производство культивированного жемчуга обвалило цены на жемчуг в Японии. И Микимото решает осваивать западный рынок. В 1910 году знаменитый жемчуг Микимото был представлен всему миру на англо-японской выставке в Лондоне, а в 1913 году там же открылся первый зарубежный бутик Mikimoto.
В 1914 году Микимото открывает первую ферму устриц на Окинаве, острове Ишигаки. Постоянно теплые моря, омывающие Окинаву, и распространенные там особые виды устриц давали надежду на выращивание особо крупного жемчуга, в том числе и редких черного и золотого цветов.
Еще одним важным открытием Микимото было изобретение в 1924 году метода сбора раковин устриц-деток для размножения устриц, а также изобретение корзины для разведения устриц и корзины для подводного содержания раковин. Корзина для разведения устриц стала результатом его борьбы с опустошительными красными приливами. Сейчас она широко используется везде, где занимаются искусственным разведением жемчуга.
Но только в 1931 году первая черная жемчужина 10 мм диаметром была выращена на ферме острова Ишигаки. Черный и золотой жемчуг тоже является особой гордостью "Микимото".
Томас Эдисон
Микимото продолжает эксперименты и одновременно вел активную агитацию за культивированный жемчуг. В 1927 году Кокичи в рамках своего агитационного турне по Европе и Штатам посетил знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона. Эдисон принимал японца у себя дома в Нью-Йорке. Похвастался своими успехами и поинтересовался достижениями коллеги. Микимото представил Эдисону свой жемчуг. После чего Эдисон торжественно объявил, что жемчуг, который производит Микимото - самый настоящий и даже лучше, чем настоящий. "В моей лаборатории, - сказал американец, - только две вещи не могут быть сделаны: жемчуг и алмазы. Это настоящее чудо мирового масштаба, что теперь можно выращивать жемчуг, ранее это предполагалось биологически невозможным".
В самом центре нижнего ряда - император Шёва (в очках), справа от него - Кокичи Микимото (седенький такой).
В 1930 году Кокичи Микимото был приглашен на торжественный ужин в Императорский дворец в Токио как один из 10 лучших изобретателей Японии.
Чтобы доказать всем, что его компания всячески борется за качество выращиваемого жемчуга, в 1932 году Кокичи провел как сейчас бы сказали "пиар-акцию": в городе Кобе при полном собрании иностранных журналистов на глазах у них и прочей изумленной публики были торжественно сожжены несколько килограммов жемчуга низкого качества. Так или иначе, но уже к концу 30х годов компания "Микимото" завоевала свое место под солнцем, а сам Кокичи получил прозвище "Король Жемчуга".
После войны детище Кокичи продолжило свое победное шествие по миру. Действие патента на технологию жемчуга закончилось, но Микимото продолжал удерживать завоеванные позиции, благодаря строжайшему подходу к качеству и постоянному стремлению к новым разработкам и совершенствованию.
Изделия компании выигрывали всевозможные международные и национальные премии качества.
Компания открывала все новые магазины и представительства по всему миру. Попутно осваивая новые области приложения сил и денег (например, создание линии декоративной косметики "Микимото").
Жемчужные сокровища Микимото ничем не уступали по своему качеству образцам из Индии, Аравии, Цейлона. Микимото достиг необычайных результатов. Теперь, тот самый жемчуг, который до сего времени казался таким редким и недосягаемым, который добывался опасным трудом ныряльщиков – вот он здесь в его руках.
Пирамида Микимото
И это так всё просто? Нет, так может показаться лишь тем, кто совершенно не представляет, каким огромным трудом был достигнут столь впечатляющий результат. Ведь даже сейчас, когда эксперименты завершены и осталось собирать только урожай жемчужин, всего лишь половина из прооперированных специалистами Микимото раковин-моллюсков давала продукцию, а среди них только 5% жемчужин были наивысшего качества. Поэтому огромный урожай возможен был при расширении масштабов производства.
Первое время японские ювелиры с подозрением относились к продукции Микимото, считая культивированный жемчуг чем-то вроде ловкой и высокотехнологичной подделки. Однако вскоре выяснилось, что жемчуг, созданный в искусственных условиях, практически не отличается от жемчуга природного — ведь его производят те же устрицы в той же морской воде. Жемчужины, выращенные на фермах, не уступают по качеству импортным образцам , будучи при этом существенно дешевле. Поэтому предприятия Микимото стремительно растут, а сам он очень скоро становится одним из богатейших людей Японии.
Рядом с родным городом Тобой, в котором Микимото был когда-то мальчишкой, он закупил участки земли для новых ферм. На острове Одзима, где находилась его первая ферма, был построен комплекс, в который входили производство по выращиванию моллюсков, демонстрационные помещения, сортировочные цеха, магазины.
В магазинах продавались не только прекрасные жемчужные украшения, но и отдельные жемчужины, которые можно было купить в любом количестве и сделать своё украшение собственного дизайна. Здесь же находился и ресторан, и различные водные шоу. Из жемчужин, как из детского конструктора, Микимото стал собирать изделия – копии храмов и известных памятников, птичек, бабочек, статуэтки Будды и многое другое. Это были необычайно красивые жемчужные изделия из прекрасного и качественного жемчуга. Симпатичные «безделушки» стоили весьма дорого.
Кокичи Микимото продолжал работать до самых своих преклонных лет. И несмотря на свой достаток (мягко говоря) вел очень скромный образ жизни.
К сожалению, при всех своих успехах в бизнесе, Кокичи был не очень счастлив в личной жизни. Любимая жена Умэ умерла в 1896 году, когда ей было всего 32 года. Кокичи так и не женился вновь до самого конца своей жизни. Он умер 21 сентября 1954 года в возрасте 96 лет. От старости.
Семья Микимото
Единственный сын, Рюзо, родившийся в 1893 году, отказался продолжать дело отца. В 20е годы, посетив Оксфорд, увлекся идеями Джона Рёскина, открыл в Токио "Рёскин-холл" в 1931 году, начал собирать коллекцию произведений Рёскина и попытался пропагандировать идеи прерафаэлитов среди токийской публики. Однако, в предвоенной Японии теорией искусств интересовались меньше всего и в 1937 году Рюзо Микимото был объявлен банкротом. Дальнейших сведений о его судьбе не слишком много, умер он в 1971 году. Судя по всему, до конца своих дней никак не поддерживая отношений с отцом.
Микимото, когда-то начавший с торговли лапшой, стал одним из самых богатых людей страны. Много средств он использовал на обустройство всего района, где построил на берегу моря свой огромный дом, названный Синдзюкаку, или Дворец долгой жизни.
Дом Микимото
Название на слух воспринималось как Жемчужный дворец. Микимото проложил железнодорожные линии и шоссе, по которым приезжали туристы на его Жемчужный остров, высадил вишневые, кленовые и камфорные деревья. И дорога, и остров в любое время радовали людей красотой пейзажа.
А сам он также долгое время работал за своим микроскопом, и иногда, в свободное время, любил посидеть среди выращенных деревьев, задумчиво глядя в морскую даль. О чём он думал? Может быть о том, как трудно начиналась его жизнь или о том, что всё приобретенное и созданное – это дело величайшего и упорного труда, а может быть о том, что всё в этом мире тленно, и земная жизнь – мгновение, а вечность – о ней просто не думают, пока ты молод…
В Японии на Жемчужном острове стоит бронзовая статуя Кокити Микимото (Kokichi Mikimoto), смотрящего в сторону Тихого океана. Его судьба является яркой иллюстрацией того, что королём может стать и сын бедного торговца. Благодаря неподдельной страсти и чуткой преданности своему делу, Кокити Микимото не только прославил свое имя, но и вывел Японию на принципиально новый уровень развития, «сделав» ей репутацию знатока дел ювелирных. Даже сегодня Mikimoto остается, чуть ли не единственным luxury брендом, пришедшим не из США или Европы, а с Дальнего Востока.
Япония по достоинству оценила гений Микимото: он получил аудиенцию у императора Шова и был принят вдовствующей императрицей при ее посещении острова Тотокуджима, его возвели в лорды, он был представлен Томасу Эдисону. После смерти Кокити Микимото был награжден Орденом Священного сокровища. Звание Жемчужного короля закрепилось за основателем бренда давно и навсегда.
С Микимото лично или без него, компания его имени продолжает оставаться мировым лидером производства культивированного жемчуга. Сейчас магазины Mikimoto есть во всех мировых столицах. Сегодня Дом Mikimoto является самым большим производителем жемчуга в мире.