Как-то в последнее время постоянно вокруг меня возникают темы плагиата и авторства.
И я подумала, что пора, наверное, поставить точку в этом вопросе. В первую очередь для себя.
Ни в коем случае не претендую на роль великого гуру, и уж тем более юриста права.
Скорее всего это внутренний разговор с собой, вопрос моих ценностей и моей позиции, моей этики.
Конечно, плагиат и нарушение авторских прав были всегда и везде. Особенно нас накрыло это в 90-х годах. Паленые джинсы, обувь, фильмы, музыка. Да весь рынок практически был одной большой подделкой.
Но постепенно мы приближались к правовому полю, у нас сейчас уже есть законы о нарушении авторских прав и плагиате.
**** Фото взято из открытых источников Интернет
Но все равно этот вопрос остается открытым.
А уж для творческой среды эта тема особенно актуальна.
А ведь нас всегда с детства учили – брать чужое нельзя!! Точка!
И, конечно, в обычной жизни мы этого придерживаемся, и даже считаем это нормой.
Но куда деваются эти правила, когда речь заходит о творчестве.
Даже у мастеров крафта есть негласный закон – «Не укради Идею ближнего своего», не говоря уже о «Не скопируй полностью готовую работу Мастера».
В крафте значит нельзя, а в арт-среде можно?
Почему можно отправить на выставку работу, сделанную по чьему-то МК, хотя там экспонируются только авторские работы?
Почему можно выставить в соц. сети учебную работу по МК, как свою авторскую, не указав автора этого МК, да еще и продавать ее, без зазрения совести?
Ведь никому в голову не придет продать изделие, на котором вы учились выводить ровные стежки и строчки, вывязывать одинаковые петли.
И уж тем более не понятно, почему можно вдохновиться чьей-то работой настолько, чтобы создать ее практически полную копию, и выдать за свою авторскую, умолчав о первоисточнике?
**** Фото взято из открытых источников Интернет
Многие художники меня сейчас закидают помидорами.
А как же тогда учится, если не копировать Великих? Ведь в художественных школах именно так и учат, копировать и повторять за Мастером.
Да-да-да! Именно так! И только так можно учится.
Осваивать техники и приемы Мастеров, повторять за ними, и копировать их. Но на этом точка! Это так и останется УЧЕБОЙ, пробой пера. А значит и Учебными работами.
И вот здесь, и это мое твердое убеждение, надо остановиться. Никакая дальнейшая коммерческая деятельность с такими работами невозможна!
Никаких выставок, рекламы и тем более продаж учебных работ, созданных по конкретным МК, по чьим-то картинам быть не может.
Понимаю, что для большинства Клиентов все эти вопросы совершенно не имеют никакого значения.
Ему понравилась работа, и он ее хочет купить.
И клиенту абсолютно не важно, как и почему она была создана.
Но это важно для меня. Я никогда не выставлю на выставку или продажу работу, созданную даже по мотивам чужого МК.
А если, она действительно кому-то понравилась, и ее хотят приобрести, я просто подарю эту работу, и даже с оговоркой, что она выполнена по мотивам работы такого-то автора.
Да, безусловно, учеба учебе рознь.
И во время учебы тоже можно создавать свои Авторские работы, применяя техники и приемы Мастера.
И такие работы не будут точной копией картины, которую на уроке создавал Мастер.
И это будет даже не по мотивам этой картины.
А это будет самостоятельная, авторская работа художника.
И если она полностью авторская, то она имеет полное право на жизнь, и коммерческую в том числе.
Ведь даже на пленэре один и тот же пейзаж будут писать одновременно несколько художников, и все картины у них будут разные. Не будет ни одной похожей.
**** Фото взято из открытых источников Интернет
Потому что, каждый художник видит по своему, интерпретирует по своему, проживает по своему.
Ведь художник учится для чего? Что он хочет потом, после учебы?
Что для творческого человека, художника вообще значит написать картину?
Для меня ответ однозначный.
Ведь живопись в целом для художника это инструмент, с помощью которого он хочет поделиться с миром своими мыслями, своим пониманием и отношением к жизни, своими переживаниями. Картина для художника - это язык, на котором он говорит со зрителем.
И на мой взгляд, для абстракции это еще более актуально.
Здесь не все так прозрачно, как в реалистичной живописи. Здесь много всего спрятано за непонятным, за непривычным, здесь глубокие смыслы и разные формы самовыражения.
Поэтому у каждого настоящего художника свой авторский стиль, свое направление, через которые он транслирует миру то, о чем не может молчать, то чем он хочет делится, приглашает к диалогу.
И художник при этом продолжает расти, продолжает совершенствовать свои техники, оттачивать свой авторский стиль, создавая все новые и новые свои Авторские работы.
А если художник, и уже не начинающий, создает картины только по образу и подобию чужих работ, вдохновляется идеями и повторяет практически точь-в-точь вдохновившую его картину, особенно абстрактную?
Что может он вложить в такое творчество? О чем оно?
На мой взгляд ни о чем…
Значит этому художнику нечего сказать миру от себя. Значит он не понимает зачем вообще взялся за творчество. Да и можно ли это вообще назвать творчеством?
**** Фото взято из открытых источников Интернет
В таких работах нет идеи, нет смысла, да и жизни нет.
Потому что, можно подделать и скопировать только внешнюю форму, содержание скопировать не получится.
А если Клиенту понравилась какая-то работа и он просит художника сделать копию?
Или дизайнер решил в свой проект разместить копию, понравившейся картины из Интернета, и просит создать похожую работу?
Получается, что художник должен или делать копию, или и вовсе отказаться от такого заказа.
Совсем нет! В том то и дело! Если художник уважает прежде всего себя, он не опуститься до бездумного копирования.
А предложит свое видение, свое переосмысление работы. И такая картина не будет полной копией, а получится даже лучше оригинала.
Потому, что эта работа будет уже о другом, у нее будет другой смысл, другая глубина, она будет жить и дышать. У нее будет своя жизнь.
Поэтому для меня очень важно оставаться собой при любых обстоятельствах, уважать не только себя, но и других авторов, уважать их права на свое творчество, не гнаться за конъюнктурой и не плодить бесконечные безликие копии, даже за приличные деньги.
И важно Творить, важно вести разговор с Клиентом через свои картины, языком, который понятен нам обоим. Ведь мои картины являются отражением моего внутреннего мира, моих ценностей и моей искренности.
И только тогда тебя услышат и только тогда все будет не напрасно, и именно это ценится превыше всего.
Ведь не случайно в нашем мире оригиналы стоят во много раз дороже своих копий.