Здравствуйте, уважаемые мастера!
Давно не писала я статей… Не было времени, не было и мыслей, которыми хотелось бы поделиться. Но вот пришла Муза и шепнула: «А напиши-ка про наше все – про хомячества!»
Наверное, не ошибусь, если скажу, что любой из нас, мастеров, страдает в той или иной форме официально признанным заболеванием рукодельников – хомякозом! Болезнь страшна только со стороны, для нас же она вполне приятна и радостна. Пушистый зверек с набитыми щечками, сидящий внутри каждого хендмейдера, не только заставляет страдать рукодельным шопоголизмом, но и испытывать волны восторга, счастья и удовольствия от новых приобретений.
Любой начинающий рукодельник становится инфицированным хомякозом в считанные недели. Родные и близкие глазом моргнуть не успевают, как вещи переезжают из шкафов в самые тесные и неприглядные углы (ведь мне нужен шкаф под материалы!), столы из обеденных превращаются в рабочие (ну мне же надо где-то шить-резать-клеить!), новые линолеумы и ковры покрываются пятнами клея, обрезками и следами краски (мне нужно много пространства!), а красивые обои скрываются за подвесными стеллажами, крючками и рамками (мне же надо где-то развешивать готовые работы!).
Но вот проходит время, и рукодельник набирается опыта, начинает задумываться о продажах своих работ, прикидывать цены и высчитывать себестоимость, вести доходно-расходную книгу… И вот тут хомякоз из радости и удовольствия может превратиться в препятствие для построения пусть маленького, но крепкого бизнеса.
Я не буду дальше обобщать и пытаться выявить какие-то тенденции, вместо этого я рассмотрю трансформацию хомякоза в нечто иное на собственном примере :)
Первый этап – закупки на эмоциях.
Три года назад увлеклась я украшениями из пластики, и первое время ничего, кроме пластики, мне и не требовалась. Я лепила бусинки, кулончики, какие-то элементы, собирала их на ленточки и веревочки из подручных средств и вполне была этим довольна. Но время шло, и постепенно приходило осознание, что, наверное, для сборки украшений надо что-то еще – какие-то крючки для серег, замки и прочую мелочь, которую используют другие рукодельники.
Начались мои странствия по швейным магазинам. В то время это были единственные места, где можно было купить какую-либо фурнитуру – никаких «хобби-магазинов» у нас еще и в помине не было.
Вот тогда хомякоз и начал стремительно разрастаться. Я скупала все, что подворачивалось под руку, просто по принципу «нравится-не нравится». Очень скоро шкаф стал ломиться от всевозможных ленточек, кружавчиков, тканюшек, бусиков на разбор, а уж фурнитуры и вовсе было тьма-тьмущая. Деньги я не жалела, и уже через пару месяцев любая прогулка – в одиночестве или в компании – шла по одному и тому же маршруту – вдоль швейных магазинов.
Потом к пластике присоединилось увлечение бисером, и шкаф дополнительно забился бесчисленными оттенками бисера, проволокой, леской и т.д.
Еще позже я познакомилась с бисерщиками из своего города, и на этом месте хомякоз достиг критической отметки. Потому что оказалось, что наши бисерщики всегда готовы продать часть материалов страждущим, а в закромах у них лежат и камни, и стразы Сваровски, и японский бисер, и много чего еще!..
Примерно в это же время я уже всерьез начала задумываться о продаже своих работ.
И как-то раз просто села, открыла блокнот, куда записывала все расходы на материалы (дабы при подсчете цены готового изделия всегда помнить, сколько стоила та пуговка или вот эта ленточка) и посчитала, сколько денег у меня уходит в месяц на любимое хобби.
Результат меня ужаснул.
Оказалось, что:
- я спускаю на материалы абсолютно все деньги;
- несмотря на то, что я спускаю на материалы абсолютно все деньги, мне постоянно не хватает какого-то материала, и я вынуждена бегать то магазинам, то по добрым друзьям-рукодельникам, разыскивая крошечную, но необходимую мелочь;
- отдачи от моего хобби нет совершенно никакой.
Я задумалась и поняла одну простую вещь – мои бессистемные покупки, основанные на голых эмоциях (ой, какая подвесочка, и бисер, и камушек, все нравится, надо брать, когда-нибудь пригодится!), здорово меня подставляют. Допустим, мне нужно собрать бусы, и для этих бус требуются: замок, шапочки для бусин, рондели, колпачки, кольца, штифты. Все фурнитура должна быть одного цвета, разумеется. Я лезу в коробку с фурнитурой и понимаю: у меня есть колпачки и шапочки – в бронзе, кольца и штифты – в серебре, а замок и рондели – в меди. А вот чтобы все элементы в одном цвете – нету! И каждый раз вместо того, чтобы просто воплотить идею, я начинаю изворачиваться – чем заменить штифты и кольца, если все делать в бронзе, или чем заменить замок и колпачки, если все делать в серебре, или как обойтись без шапочек, если все делать в меди. Не удовольствие от творчества, а сплошные мучения.
Второй этап – закупки на количество и расширение ассортимента.
Ладно, сказала я тогда себе, пойдем от обратного. Хватит закупаться бессистемно, надо хоть разок потратиться внушительно, зато сделать «базовый гардероб». И я составила список фурнитуры (точнее, по большому списку на каждый цвет) и вместе с подругой-рукодельницей закупилась в интернет-магазине всем-всем, что вообще могло мне когда-то понадобиться из фурнитуры.
Результат порадовал: я перестала испытывать нехватку материалов – теперь у меня и правда было ВСЕ. Вместо забега по магазинам и друзьям я спокойно лезла в шкаф и доставала необходимое.
По такому же принципу я стала закупаться всем остальным – камнями, бисером, бусинками… Продажи и заказы, пусть и невеликие, к тому времени уже были и были постоянно. Шкаф забился еще больше, но очередной подсчет в конце месяца показал прежние результаты:
- я трачу на материалы в несколько раз больше, чем раньше, т.е. по-прежнему спускаю все;
- мне всего хватает, но выхлопа опять нет – расходы элементарно превышают доходы в несколько раз.
Третий этап – осознанные закупки.
После этих неутешительных подсчетов я села и стала думать очень старательно.
К этому времени я занималась уже и пластикой, и бисером, и росписью камней, и частично декупажем. Уже было очевидно, что надо выбирать одно направление, потому что растекаюсь я «мыслью по древу» не только в плане творчества, но и в плане материалов.
Отрезав от творчества три четвертых – т.е отказавшись от пластики, бисера и декупажа – я сосредоточилась на росписи камней. И, обратясь все к той же незаменимой доходно-расходной книге, начала пытливо изучать: что я использую чаще всего? Какие камни самые ходовые? Бусинки? Фурнитура?
Составила примерный список и с этого момента взяла себя в руки.
Во-первых, я перестала закупаться «точечно». То есть, по привычке заходя в какой-либо швейный магазин, я уже не хватала первое, что понравится, а начинала размышлять – это будет сочетаться с росписью? У меня есть уже что-то подобное? Красивый цвет, но куда я его применю? В итоге со временем я перестала ходить по рукодельным магазинам совсем.
Во-вторых, я полностью перешла на Интернет-магазины, но оформлять покупки стала только тогда, когда в коробках с материалами начинало «просвечивать дно». Ага, рассчитывала я: бейлов еще много, цепочек много, красок много, камней много – терпим, ничего не покупаем. Бейлов мало, всего остального много – терпим, не покупаем. Бейлы кончились, от цепочки осталось полметра, количество камней уменьшилось вполовину – пора! Идем в один из любимых Интернет-магазинов и накидываем в корзину кучу всего, но – строго по списку. Подворачивается под руку красивая подвеска – да, красиво, только с росписью будет сочетаться? Нет? Все, закрываем страницу и больше на подвеску не смотрим.
Уже через несколько месяцев осознанных закупок расходы на материалы сократились в два-три раза. Параллельно я стала очень подробно записывать для каждой вещи расходуемые материалы, а потому четко понимала, что именно у меня уходит, в каких-количествах и как быстро. Поэтому теперь я фактически по-крупному закупаюсь раз в два месяца, а по мелочи – раз в месяц у местного продавца: докупаю нужную фурнитуру прежде, чем кончится последний штифт и последнее колечко.
Но, поскольку вирус «хомякоза» все-таки живуч и неистребим, то время от времени – где-то раз в 3 месяца – я позволяю себе побаловать хомяка, правда, все равно в рамках своей деятельности. Например, купить кучу металлизированного бисера – пусть бисер есть уже всевозможных оттенков, но раз хочется – иногда можно. К тому же все равно уйдет в дело. Или лэмпворк-бусины – пусть израсходуются медленно, но раз хочется, и уже не один месяц – надо взять! А вот авторскую фурнитуру ручной работы, которая дразнит уже который месяц, я осознанно не покупаю. Потому что понимаю – сейчас я не смогу придумать ей применение, она будет лежать. Но как только появятся идеи – возьму немедля.
Так внутренний мой хомяк постепенно стал совсем ручным и покладистым. Меня уже не ужасает столбик с расходами в приходно-расходной книге. И собственные манипуляции с деньгами стали абсолютно прозрачными – ведь благодаря тому, что я все-все записываю, я уже не прикидываю, как раньше, стоимость материалов (ну, пусть эта финтифлюшка стоит 100р., а эта – 200р), а знаю их реальную цену до последней копейки. Соответственно, и прибыль я вижу не приблизительную, а точную, и в случае чего могу корректировать – вот на такие вещи надо подсократить расход материалов, а на такие надбавить цену, а вот здесь можно, напротив, на материалы потратиться побольше, запас есть.
Так с помощью осознанного распределения средств на материалы можно значительно укрепить свое маленькое рукодельное дело.
Надеюсь, была полезна!
С уважением, Евгения.