Этот предмет я купил в составе лота из нескольких других кофейников из коллекции архитектора Филиппа Миллера. Об одном из них я
«Секретный» же предмет сделан ок. 1840 г.; интересно и его устройство, и декор – помимо Halloweenish-карикатур и изображений животных (как вам кенгуру?) здесь есть… мотивы с Портлендской вазы!
Это меня и привлекло – ведь я коллекционирую изделия компании Wedgwood, которая в XVIII в. представила миру свою копию Портлендской вазы из яшмовой массы (джаспера).
Кофейник создан по образцу китайских кувшинов для вина с несъёмной крышкой. В Англию такие предметы попали в эпоху Регентства, когда всё китайское было на пике моды. Достаточно скоро некоторые английские фабрики решили пополнить свой ассортимент такими «непроливайками». Считается, что популяризировали такие сосуды лорд или леди Кадоган, в честь которых предметы и начали называть.
Как же наливать в него жидкость – неужели через носик?! Нет, оказывается, в середине дна для этого есть утопленная круглая дырочка.
Если мы «просветим» его на рентгене (хороший повод спуститься с ним в метро), то увидим, что от дырочки идет вертикальная трубка, которая заканчивается в районе верхней точки носика. Когда предмет поставят на основание, ничего вытекать вниз не будет.
Хотя диковинки и пользовались поначалу спросом, достаточно быстро публика к ним охладела. Возобладала практичность – мыть внутри такие сосуды практически невозможно.
На какой фабрике был сделан мой «Кадоган» – по-прежнему актуальный вопрос.
Возвращаясь к началу – помощь с архивными данными для кофейника “RACE JAMES HAMOND 1845” мне оказал человек из компании Cadogan Tate – удивительное совпадение (если ещё учесть, что компания решает вопросы с транспортировкой предметов искусства по всему миру).