«Смешно, что сейчас меня считают иконой стиля. Мы с мужем все время над этим посмеивались, потому что я не делаю ничего, чего бы не делала 70 лет назад — просто, кажется, это, наконец, кто-то заметил. Я всегда одеваюсь по-своему. Я не похожа на других. Есть много людей, которые хотят быть индивидуальностями, а на деле просто платят за пластику губ». — говорит Айрис Апфель.
Она не раз говорила, что лучше быть счастливым, чем хорошо одетым. И объясняла, что носить нужно то, в чем вы чувствуете себя хорошо. А если погода за модой приносит стресс, это не имеет смысла.
Айрис Апфель — американская бизнесвумен, дизайнер интерьеров и икона моды. Эта женщина сделала карьеру в текстильной промышленности, включая контракт с Белым домом, который охватывал девять президентских сроков. Она обладает уникальным стилем, который ни с чем не перепутаешь. Яркая помада, круглые широкие очки и яркие аксессуары — без этого невозможно представить наряды Апфель. Даже в 100 лет она продолжает творить и придумывать коллекции с мировыми брендами.
Айрис Баррель (фамилия до замужества) родилась 29 августа 1921 года в Квинсе. Сэди Баррель, мать Айрис – та, кто слепил характер нашей героини при помощи стиля, элегантности и любви к себе. Женщина со стальными нервами, которая смогла держать модный бутик во времена Великой депрессии. Идеал бизнес-леди, знающей себе цену и всегда одевающейся иголочки. Самоэль Баррель, будучи крупным поставщиком стекла и зеркал, работал с лучшими дизайнерами США того времени. Он был под стать своей жене и всячески поддерживал как ее, так и свою дочь в будущем. Интересный факт: Сэди Баррель была родом из России.
Миссис Баррель обожала наряжать свою дочь, ставя ее перед зеркалом на коробку из-под апельсинов. Наряды сменяли друг друга по три раза на дню. Один из таких импровизированных модных показов закончился истерикой четырехлетнего ребенка из-за банта, который, по ее мнению, не подходил к платью. Уже в зрелом возрасте Айрис призналась, что тогда «мама была права». Такое же откровение к ней пришло и по поводу своей любви к текстилю.
Первый успех не был случайным: Апфель с юных лет обладала художественным вкусом (или по крайней мере собственным видением того, как должен выглядеть наряд). Не сочтите за каприз, но юная Айрис, располагая вниманием и возможностями родителей, диктовала им, как должна одеваться – и те покорно соглашались!
«Когда мне было четыре года, родители увезли меня на курорт. Там моя мама, обычно слишком занятая, наряжала меня по 10 раз в день: на завтрак, обед, ужин и все, что было в перерывах между ними. Когда она вносила последние штрихи и заканчивала наряд, она ставила меня на деревянный ящик и долго любовалась.»
«Я коллекционирую украшения с 11 лет, и у меня до сих пор есть мое самое первое. Я купила его с магазинчике в подвале многоквартирного дома в Гринвич-Вилладж — он был полон всякого хлама, но я представляла, что это пещеры Аладдина. Владельцем магазина был элегантный пожилой джентльмен, переживавший не лучшие времена. Хотя его запонки были потертыми, он всегда носил бутоньерку, монокль и гамаши. Я очаровала его — он никогда не встречал детей, которым настолько интересно его барахло. Когда я приходила, он целовал мне руку и обращался со мной как с маленькой герцогиней», — говорила она.
В 12-летнем возраст Айрис начала проявлять интерес к одежде, засматривалась на различные аксессуары. «Я начала покупать одежду, когда мне было 12 лет. Весной 1933 года, на Пасху, у меня не было нового наряда, чтобы пройти с парадом по Пятой авеню. Мама была слишком занята работой, чтобы купить его, поэтому она просто дала мне 25 долларов и отправила в популярный тогда торговый центр S. Klein. Когда я туда приехала, я буквально влюбилась в первое попавшееся платье. Влюбилась до оцепенения, но не купила: мама советовала мне не покупать первое, что увижу. Я ушла искать другие наряды. Ходила-ходила, но то самое платье все никак не выходило из моей головы. Внезапно меня посетила мысль, что пока я брожу, кто-то может его купить. У меня началась паника, и сломя голову я побежала обратно в Klein. Его там уже не было. Практически отчаявшись, я пошла по магазину, и — о чудо! — нашла свое платье висящим на другой вешалке. Прошептав «Спасибо, господи» и заплатив 12,95 доллара кассиру, я отправилась за туфлями. Премилейшая пара небольших каблуков досталась мне всего за 3,95, так что у меня даже остались деньги на шикарную соломенную шляпу, легкий обед и билет до дома».Мама Айрис оценила выбор платья, а папа похвалил за экономность.» Так 12-летняя девочка из Нью-Йорка начала свой путь в мир моды (а как говорит сама — начала зарабатывать свой «черный пояс по шопингу»). Так 12-летняя девочка из Нью-Йорка начала свой путь в мир моды (а как говорит сама — начала зарабатывать свой «черный пояс по шопингу»).
Девочка долгое время была единственной дочкой и внучкой в семье. Помимо всеобщего внимания, это также говорило об отсутствии общения со сверстниками в обществе родственников. Тогда ее бабушка, шьющая для госпиталей и домов престарелых, придумала гениальное развлечение для своей внучки. Посадив ее перед мешком с текстильными лоскутками, она сказала:
– Посиди здесь и поиграй с ними. Делай что хочешь. Если будешь хорошо себя вести, я разрешу тебе забрать шесть любых кусочков.
Это открыло для Айрис невероятный мир сочетаний цветов и тканей. Она пыталась находить интересные комбинации, проводя в таком текстильном экстазе целые часы. Подобный детский восторг сопровождал ее всю жизнь, даже когда она занималась подбором тканей на более серьезном уровне. Все это позволило ей уже в возрасте 12 лет оценивать стиль и качество покупаемой одежды.
Девушка посещала художественную школу, увлекалась историей искусств. Творческий путь Айрис начался в 19-летнем возрасте, когда она стала работать составителем рекламных объявлений в издании Women’s Wear Daily. В те годы газета была самой популярной в Нью-Йорке.Вскоре это занятие Айрис надоело, и она посвятила себя интерьерному дизайну. Немалую роль в развитии карьеры дочери сыграл отец, познакомивший девушку с представителями американских модных домов.
Предмет гордости Айрис Апфель — классические джинсы. Это сейчас пара брюк из плотного темно-синего хлопка — обычное дело, но на рубеже 30-х и 40-х годов юная девушка (любая, не только Айрис) просто не смогла бы их найти. Айрис начала носить их одной из первых в мире, но первая пара брюк из денима досталась ей очень, очень непросто.
«Я обожаю джинсы. Я никогда от них не устану. В 1940-ом году, когда я училась в колледже в Висконсине, женщины не могли так запросто купить их, как они могут сделать это сейчас. Джинсы попросту не были предметом желания, потому что продавались только в магазинах рабочей одежды для мужчин и шились в огромных размерах. Решительно ничего не могло подойти мне только по этой причине», — вспоминает Апфель.В то время у меня в голове появилась навязчивая идея. Я придумала образ и не могла от него избавиться, он просто преследовал меня. Большой тюрбан в клетку, белая накрахмаленная хлопковая рубашка, пара круглых золотых серег и… джинсы. Я пришла в местный магазин униформы и спросила, есть ли они у них. Я не запомнила точную реакцию, но это была смесь из удивления, недоумения и отвращения.»
— Вы что, не знаете, что юные леди не носят джинсы?
— Мне плевать, что они носят, а что — нет. Я хочу джинсы!
« Я просила продавца помочь мне — безрезультатно. Я умоляла сшить пару для меня, моего размера… но он был беспрекословен. Тогда я вернулась через неделю — то же самое. Затем я пришла еще через неделю, и еще, и приходила до тех пор, пока он не сжалился надо мной (или я ему просто так сильно надоела, и он больше не хотел меня видеть). Он отдал мне пару джинсов, сшитых для мальчика — моему счастью и счастью тараканов в моей голове не было предела».
Айрис окончила Нью-Йоркский университет с дипломом по истории искусств, но работать пошла не по специальности — девушка устроилась в модное издание Women's Wear Daily, где была самой младшей ассистенткой.В 27 лет она познакомилась с Карлом Апфелем — этот мужчина станет главным и единственным в ее жизни, а их брак продлится без малого 67 лет!
« Наша свадьба не была пышной — всего 120 человек. Какое на мне было платье? Оно было длинным, кружевным и розовым. Его сшила мне мамина знакомая, к которой она обращалась по особенным случаям. После свадьбы я много раз надевала его на мероприятия, где должна была выглядеть нарядно: покупать свадебное платье для того, чтобы надеть его раз в жизни, мне кажется очень непрактичным»
Оба были влюблены не только друг в друга, но и в старинные ткани — и в 1950 году создали компанию, специализирующуюся на репродукции тканей XVII, XVIII, XIX веков. Богатые клиенты не заставили себя ждать — и дела супругов пошли в гору.Главным направлением компании супругов Апфель были ткани для интерьера, а Айрис принимала непосредственное участие в разработке дизайна того или иного дома. Чтобы вы понимали уровень ее профессионализма, скажем лишь, что в течение многих лет именно она работала над обликом Белого Дома и лично была знакома с Труменом, Эйзенхауэром, Кеннеди, Никсоном, Картером, Рейганом, Клинтоном.Айрис и Карл – настоящие долгожители. Муж фэшн-дивы скончался в 2015 году. Он немного не дожил до своего 101 дня рождения. Вся личная жизнь дизайнера была связана с одним человеком, поэтому его уход она пережила довольно тяжело. После смерти супруга она осталась одна в своей большой нью-йоркской квартире, похожей на музей. Возможно, дети помогли бы скрасить Айрис одиночество, но свой выбор она сделала ещё в молодости.На сегодняшний день Апфель смирилась с потерей, она продолжает наслаждаться жизнью и называет себя «самым старым тинейджером». Действительно, невзирая на почтенный возраст, женщина одевается по молодёжному, носит большие стильные очки и яркие аксессуары. Именно это отличает её от других фэшн-див и светских львиц.
Айрис начинала свою карьеру как модный журналист. В 2012 году знаменитый обувной бренд Jimmy Choo выпустил модель туфель Iris, посвященную Айрис Апфель. Известно, что родители Айрис Апфель еврейского происхождения. Однако в ее истории есть и «русский след»: мать будущей иконы стиля, Сэди Баррел, родилась в России. 2 года назад Айрис заключила первый в своей жизни международный модельный контракт с агентством IMG. На тот момент новоиспеченной модели было 97 лет! Айрис Апфель удостоилась чести стать вдохновением для куклы Барби, созданной по ее образу и подобию.
Правда, знаменитая кукла существует в единственном экземпляре, и он, разумеется, достался самой Апфель. Игрушечная Айрис носит зеленый брючный костюм в пайетках — точную копию того же, в котором Апфель позировала для обложки собственной книги Iris Apfel: Accidental Icon. В ней она рассказывает обо всем, что только может заинтересовать ее поклонников: история Айрис — прекрасное отражение всего XX столетия глазами девочки, девушки и женщины, жившей в это время. Кукла одета в точную копию одного из образов знаменитого гардероба иконы стиля, который даже становился объектом музейной экспозиции под названием Rara Avis («Редкая птица»). Игрушку можно приобрести в официальных магазинах производителя Mattel.В 2004 году на кинофестивале в Нью-Йорке состоялась премьера документального фильма режиссера Альберта Мэйслеса (автор легендарных «Серых садов») Iris о жизни декоратора и дизайнера интерьеров. Картина удостоилась высокой оценки критиков и годом позже была показана на большом экране в кинотеатрах США. Впрочем, мы уверены, что богатая биография Айрис Апфель достойна полноценного художественного фильма: вот уж где точно будет, где разгуляться голливудским режиссерам.
В сентябре 2005 года Институт Костюма Музея Метрополитен в Нью-Йорке представил масштабную экспозицию Rara Avis: The Irreverent Iris Apfel, посвященную огромному гардеробу Айрис Апфель. Выставка была такой успешной, что впоследствии отправилась в турне по другим крупным американским городам. Это была первая в истории музея выставка, посвященная одежде, но сделанная в честь иконы стиля, а не дизайнера.Помимо яркого стиля в одежде, Айрис Апфель известна еще и своим фирменным макияжем: она никогда не выходит из дома без красной помады. Именно поэтому представители косметического гиганта MAC в 2011 году пригласили ее создать совместную коллекцию средств для макияжа, куда вошли помады, тени для век и лаки для ногтей в знаковых для Айрис оттенках. Коллекция моментально стала хитом продаж, а ее лицом выступила, конечно же, сама дизайнер и икона стиля.Жизни Айрис был посвящен документальный фильм.
«Я не собиралась делать свой гардероб таким большим. Я строила его медленно, покупая то, что находила, и то, что могла позволить. Тем не менее мне посчастливилось собрать коллекцию кутюрных нарядов: начиная с 50-х годов я по делам собственного текстильного бизнеса была в Париже. Я не могла позволить себе единственные в своем роде вещи, сшитые кутюрье специально для меня, но я придумала выход. В конце каждого сезона я приходила в модные Дома и спрашивала, не остались ли у них образцы с показов: их обычно не продавали. Честно говорила, что хочу купить их. Так обнаружилось, что у Lanvin, Nina Ricci, Christian Dior и Jean-Louis Scherrer пропорции манекенов, на которых шьют коллекции, очень близки к моим. Но я никогда не была заложницей брендов! Я просто покупаю то, что мне нравится: если это какой-нибудь браслет, и он стоит 5 долларов, тем лучше.Мне нужно навести порядок в моей гардеробной. У меня действительно много вещей, и они повсюду. Но у кого есть время копаться в шкафах? Точно не у меня. Большую часть своего времени я пребываю в спешке: здесь съемка, там съемка. У меня нет времени раскладывать вещи. Мои гости и редакторы журналов часто спрашивают, могу ли я устроить им экскурсию по своей гардеробной. Отвечаю: нет, это никогда не произойдет. Я покупаю одежду, чтобы носить ее, а не коллекционировать. Меня часто спрашивают, какие вещи я люблю больше остальных. Я ненавижу этот вопрос! Если мне что-то нравится, то оно просто нравится. Это происходит инстинктивно», — говорит Айрис.
В свои 100 лет Айрис Апфель доказывает всему миру, что старость — это красиво!