"Как можно убирать мусор, если руки грязны?" - Неизвестный катар
"Очевидно, что мир сотворил дьявол, если ничего не происходит по моему желанию" - Раймонд VI Тулузский
Привет, расскажу-ка я в рамках темы Casus belli кратенько про романтичных катаров. Или про альбигойцев.
Начать стоит с того, кто такие катары, отличаются ли они от альбигойцев, и если отличаются, то чем. Итак, Bons Hommes, «добрые люди», сами себя катарами не называли. И альбигойцы, кстати, тоже. Само слово "катары" может происходить от греческого ϰαθαρός – чистый или от латинского cattus – кот. Первое льстит самим катарам, второе их оскорбляет, кот в христианстве ни с чем хорошим не ассоциировался. А если давать точные определения, то «катары» - это нео-манихейский христианский дуализм. Сложно? не то слово! А теперь расшифрую.
Нео-манихейский, потому что в третьем веке жил пророк Мани. Не христинский пророк, а проповедник скорее, но амбиций ему было не занимать - он называл себя апостолом Христовым. Его учение представляло смесь из зороастризма, раннего христианства и иудаизма и говорило о вечной борьбе добра и зла, где Бог и Дьявол равно сильны. И дьявол творец всего материального, а Бог всего духовного. Его духовные наследники из 11 века, Добрые Люди, взяли из манихейства не так уж и много, но достаточно, что бы называть эти религиозными течения родственными.
Дуализм - катары, как и манихеи, учили, что существует два равнозначных начала - Свет и Тьма, дух и материя, Бог и Дьявол, Добро и Зло, Духовное и материальное. Бог не мог быть единоличным творцом, потому что не может источник всякого Блага создать источник всякого Зла. Дьявол, как источник и воплощение Зла, и Бог, как источник и воплощение Добра, существуют параллельно. Вопрос творил ли Бог материальный мир, включая человека как плотское существо, а так же умножаем ли мы силы Зла, рождая детей и облекая светлую Душу, творение Бога, в оковы грешной Плоти, в разных регионах решали по разному. В любом случае, в Дьяволе отрицалась свобода воли и свобода выбора, он такой был, есть и пребудет до победы сил Света над силами Зла. Человек, как существо материальное и плотское, заодно тоже лишался свободы воли, у него оставалась только возможность выбора, да и то не всегда. Из этого всего логично вытекали идеи презрения к материальному и идея перерождения. Перерождение было необходимо для Души, которая будет перерождаться пока не отринет материальное и не устремится к Свету.
А христианским это дуализм являлся потому, что все свои идеи они обосновывали цитатами из Библии, старательно натягивая сову на глобус. Очень интересно следить за рассуждениями в обосновании дуализма в теме сотворения мира, где проповедник утверждает, что Библию не всегда надо понимать буквально, и когда говорится, что Бог создал все сущее, то надо понимать, что под словом "сущее" имеется в виду все хорошее "сущее", и вообще надо понимать разницу между словами " творить" и "сотворять" и различать творение из ничего и творение из существующего. Сова и глобус.
Катарских общин существовало великое множество, не только на юге Франции, но и на севере, а так же в Италии , Германии и Византии. Родственные по идеям к катарам богомилы, павликиане и родственные по образу жизни вальденсы образовывали свои общины по всей Европе и малой Азии. Причем образ жизни они вели прямо апостольский, проповедовали воздержание, смирение и любовь и презрение к материальным ценностям, чем сильно отличались от значимой части священников.
Альбигойцами же их начали называть сильно позже по одному из центов ереси, городу Альби, епископство которого и послужило поводом для того самого Альбигойского крестового похода, в результате которого катаров и уничтожили. Именование по casus belli, так сказать. И тут стоит отметить, что самый крупный и значимый центр находился совсем не в Альби, а в Тулузе, под покровительством графов Тулузских. И если бы папа Иннокентий III решился прямо обвинить Графа Тулузского Раймунда VI в ереси, то сейчас мы бы могли называть их тулузьянами. Или каркассонцами, монсегюрцами, аженцами и так далее. Но графы Тулузские были слишком сильными фигурами, и Папа Римский даже при поддержке короля Франции не осмелился их задевать. Особенно учитывая то, что земли юга Аквитании и Тулузы формально были частью Англии, с тех пор как Элеонора Аквитанская, мать Ричарда Львиное Сердце вышла за муж за Генриха Платагенета, будущего короля Англии Генриха II.