Друзья,
Впервые я услышала об окопном искусстве (тренч арт – Trench Art) совсем недавно, когда на очередном антикварном рынке приобрела необычный перстень.
Перстень привлек внимание массивностью, простотой формы, плавностью линий, крупным «кабошоном» прозрачного камня. Совершенно потрясающее украшение ручной работы! А когда я его примерила, то разглядела внутри золотой крест на ярко-персиковой эмали. Посередине крест опоясан перекрестьем маленького серебряного креста. Трещинки, потертости, сколы, местами проступающий золотистого цвета металл на полностью серебряном кольце – все это приметы более чем вековой истории украшения. Вероятнее всего его автором был простой солдат - участник Первой мировой войны, так был мне представлен этот древний более чем 100-летний предмет искусства, а скорее уникального народного творчества. Так что же такое окопное искусство – термин, применяемый во многих странах, где данному творчеству уделяется заслуженное внимание, где существуют музеи, знакомящие с уникальными изделиями, созданными в экстремальных для человека условиях?
Первая мировая война, имевшая на многих участках фронта позиционный характер, заставляла сотни тысяч людей сидеть изо дня в день в траншеях и блиндажах и в буквальном смысле слова изобретать себе занятия, чтобы убить время. Также лежавшие в госпиталях солдаты искали себе увлечения, помогавшие собраться с духом, выздороветь, отвлечься от суровой действительности. Среди прочих способов проведения досуга было и создание из подручных материалов предметов обихода, сувениров, ювелирных изделий — со временем ставших предметом коллекционирования и объединённых сложившимся термином «окопное искусство».
Для британского историка Николаса Дж. Сондерса - начавшееся как абсолютно любительское коллекционирование различных вещей, связанных с фронтовым опытом солдат Великой войны, позже переросшее в изучение «окопного искусства», стало признанной академической дисциплиной со стремительно расширяющимся списком публикаций по данной тематике. В 2001 году он опубликовал первую монографию, посвящённую этому феномену.
Как указывает Сондерс, «окопное искусство — вызывающий определённые ассоциации, но вводящий в заблуждение термин, применяемый для обозначения невероятно большого массива объектов, созданных военнослужащими, военнопленными и гражданскими лицами из мусора войны индустриального типа». Вводит он в заблуждение потому, что подобного рода объекты можно найти ещё до Первой мировой войны. Любопытно, что с окончанием войны изготовление артефактов «окопного искусства» не остановилось, поскольку места боёв (особенно в Европе – Сомма, Ипр, Верден и т.д.) стали популярными местами для «военного туризма», а туристы сформировали ёмкий рынок сбыта сувениров из гильз, осколков снарядов и остатков обмундирования.
Два безвестных фронтовых гравера работают с самым доступным материалом — гравируют снарядные гильзы
В Западной Европе крупнейшие военные музеи, такие как Имперский военный музей в Лондоне, в своей постоянной экспозиции и в тематических выставках также уделяют внимание «окопному искусству». На сайте музея, среди его коллекций можно найти любопытные образцы мастерства солдат Великой войны. Профессор Пол Корниш, коллега и соавтор Сондерса, составил подборку предметов, хранящихся в музее, которые служат отличным примером разнообразия «окопного искусства». При этом, представленные в подборке предметы, не исчерпывают всего его разнообразия.
По назначению эти предметы могут относиться к принадлежностям для курения (зажигалки, спичечные коробки, табакерки и т.п.) или для письма (например, ножи для бумаги из осколков снарядов, ручки из пуль и гильз). Другие предметы могут быть просто декоративными поделками (украшенные гильзы от снарядов с различными надписями), сувенирами для себя лично или для родственников в тылу. Иногда фронтовые ремесленники изготавливали миниатюры (корабли, танки, аэропланы или модели оружия).
Почётом пользовались изделия из самого разнообразного металла, который буквально валялся под ногами (железо, медь, алюминий, латунь и бронза), но любители поделок не обходили своим вниманием дерево, камень, мел, а также кости животных. Также процветало украшение готовых предметов - фотографических карточек, открыток, носовых платков. Таким образом, любой мало-мальски умелый солдат мог реализовать свои фантазии на широком круге материалов. Применялись любые подручные материалы, как на этой фотографии)
Песчаные скульптуры - отличное хобби, которое было популярно в траншеях
Украшенная гильза от снаряда или патрона, замечает Корниш, пожалуй, самый популярный и распространённый образец «окопного искусства». Конкретно эта гильза была обработана британским солдатом, выменявшим за пять сигарет трафарет для украшения у бельгийского солдата. Для нанесения рисунка использовался йод, а непосредственно гравировка была осуществлена гвоздём.
Это распятие, судя по всему – прекрасно сохранившийся образец послевоенного «окопного искусства», созданный для продажи туристам. На это указывают техника исполнения и отдельные детали. Однако сам по себе предмет очень близок по своему духу к тем культовым предметам, что делали для своих религиозных нужд солдаты.
Гильза британского 13-фунтового снаряда, переделанная под табакерку военнопленными турками на Ближнем Востоке. По-видимому, военнопленный, сделавший этот предмет, обладал незаурядным мастерством и, возможно, даже был опытным ремесленником до войны. Стенки табакерки украшены затейливым декоративным орнаментом и арабской каллиграфической надписью, а также инкрустированы медной и серебряной проволокой.
Кольцо с гравировкой “Ypres”, принадлежавшее и, возможно, сделанное артиллеристом сержантом У. Скиннером. Сам Скиннер был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» с формулировкой «за выдающуюся работу и бесстрашную преданность долгу во время действительной службы в течение тридцати месяцев».
Четыре алюминиевых кольца, показывающие различные стадии изготовления, от немецкого носового конуса снаряда до полностью сделанного кольца с орлом, вырезанным с немецкой же медной пуговицы. Эти объекты были созданы поправляющимися от ранений британскими солдатами.
Представленные предметы, а также подобные им артефакты из музеев и частных коллекций позволяют сделать несколько важных выводов:
• во-первых, большая часть этих предметов является примерами декоративно-прикладного искусства, выполненными зачастую с большим вкусом и фантазией и демонстрирующими высокое техническое умение их творцов;
• во-вторых, «окопное искусство» является именно искусством в полном смысле этого слова, поскольку в основе создания этих предметов лежали не только и не столько утилитарные задачи, сколько желание как-то эстетически облагородить военную повседневность;
• в-третьих, «окопное искусство» представляет из себя интереснейший сплав стилей и художественных решений, в которых просматриваются как традиционные народные (как западные, так и восточные) ремесленные практики, так и методы современных индустриальных обработок материала, а при этом исходное сырьё для поделок создаёт дополнительные трудности для обработки и провоцирует изобретение новых технологических приёмов;
• в-четвёртых, можно сказать, что «окопное искусство» представляет собой необычайно интересный феномен, изучение которого может проходить не только в рамках искусствоведения или истории искусства, но и в рамках военной истории (поскольку может помочь в понимании психологии людей на войне), социальной и культурной антропологии и других наук гуманитарного спектра.
*Иллюстрации взяты с сайта Имперского военного музея, а объекты, изображённые на них, являются частью его коллекции.
Окопное искусство было распространено и во Вторую мировую (выпускались даже отдельные методички с обучением солдат такому времяпрепровождению) и в последующих конфликтах (например, вьетнамская война и рисунки на чехлах каски с закреплением различных предметов – что также считалось некоей моральной разгрузкой).
** В посте использованы материалы и статьи, размещенные в открытых источниках.
Итак, представляю вам мою находку, и надеюсь, что как и для меня - для многих из вас, окопное искусство станет новым открытием!
Ниже много фотографий перстня, чтобы показать вам детально живое свидетельство более чем столетней истории!
Вот такое оно - теплое украшение ручной работы, сотворенное в тяжелейших условиях, с любовью, молитвою и верою, излучающее тепло, защищающее, внушающее надежду!
Ваша,
V.V.