Тонкая натура творца требует постоянной подпитки, озарения волшебным светом любви. Художник не может создавать свои шедевры без вдохновения, но в чем же его источник? Прекрасные музы художников – очаровательные избранницы великих мастеров – наполняли энергией сердца живописцев и помогали воплощать на полотне бессмертные произведения искусства.
История любви в картинах.
Широко известны знаменитые русские музы европейских художников – Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса. Но и у каждого русского живописца была своя муза – жена, подруга, возлюбленная, без которых они не мыслили свое творчество и саму жизнь. Женская красота, богатство души, эмоциональная щедрость давали силы признанным мастерам кисти.
Анри Матисс и Лидия Делекторская
Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. В случае со знаменитым французским живописцем Анри Матиссом этой женщиной была не его жена Амели, с которой он прожил больше 40 лет, а ставшая его помощницей и музой русская эмигрантка Лидия Делекторская. И хотя они никогда не были любовниками, их близкие отношения продолжались до самой смерти художника.
Лидия Делекторская родилась в Томске! (мы тоже из Томска). В 12 лет она осталась круглой сиротой, родители скончались во время эпидемии тифа и холеры. Под свою опеку девочку взяла родная тетя, и они переехали в Китай. Оттуда Лидия перебралась во Францию, где в 19 лет вышла замуж за русского эмигранта, но брак быстро распался.
В Париже Делекторскую приняли в Сорбонну на медицинский факультет, но позволить себе оплачивать обучение она не могла и поселилась в общине русских эмигрантов в Ницце.
На Лазурном берегу Лидия зарабатывала, как могла — позировала художникам, танцевала, была статисткой на местной киностудии. Тем не менее денег едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами.
Делекторская никогда не слышала об Анри Матиссе. Она познакомилась с ним случайно — очень нуждаясь в работе, нашла объявление, что художнику требуется помощница. В 1932 году Делекторская стала его ассистенткой в парижской студии. Ей было 22, ему — 63. Живописец предложил Лидии работу на шесть месяцев, пока он не закончит писать свою картину «Танец». Та согласилась.
Однажды Матисс взглянул на Лидию иначе — не как на помощницу. В 1935 году Делекторская впервые стала его натурщицей. «Через несколько месяцев или через год мрачный и пронзительный Матисс начал смотреть на меня по-другому. За исключением его дочери, у большинства моделей, которые его вдохновляли, был южный тип. Но я была блондинкой. Однажды он сел с альбомом в руке и внезапно сказал мне: "Не шевелись!" И вскоре Матисс попросил меня ему позировать», — вспоминала она.
Лидия, которую Матисс называл «снежной королевой», действительно сильно отличалась от его любимых темноволосых моделей. Но, как отмечает биограф Матисса Хилари Сперлинг, художник никогда не позволял себе переступать черту. «Если Матисс и занимался любовью с Лидией, то это было на холсте», — писала она в своей книге «Матисс».
В течение следующих четырех лет Лидия была единственной моделью Матисса. Но художник доверил ей и другие обязанности — она руководила студией, договаривалась с продавцами, галереей, стала его творческим партнером. Одним словом, стала для него всем. Амели это сильно возмущало. «Мадам Матисс хотела, чтобы я ушла, но не из женской ревности — о супружеской измене не могло быть и речи, — а потому, что я управляла всем домом», — вспоминала Делекторская.
Именно эта потеря контроля в итоге вынудила Амели поставить мужу ультиматум — угрожая расторгнуть брак, она велела супругу уволить Лидию. Матисс выбрал жену.
Почувствовав, что цель в жизни потеряна, Лидия пыталась застрелиться, но, к счастью, пуля прошла мимо.
Амели, которая сначала была рада появлению Лидии, со временем начала подозрительно относиться к их с Матиссом отношениям.
В течение следующих четырех лет Лидия была единственной моделью Матисса. Но художник доверил ей и другие обязанности — она руководила студией, договаривалась с продавцами, галереей, стала его творческим партнером. Одним словом, стала для него всем. Амели это сильно возмущало. «Мадам Матисс хотела, чтобы я ушла, но не из женской ревности — о супружеской измене не могло быть и речи, — а потому, что я управляла всем домом», — вспоминала Делекторская.
Именно эта потеря контроля в итоге вынудила Амели поставить мужу ультиматум — угрожая расторгнуть брак, она велела супругу уволить Лидию. Матисс выбрал жену.
Почувствовав, что цель в жизни потеряна, Лидия пыталась застрелиться, но, к счастью, пуля прошла мимо.
В 1939 году жена Матисса все равно подала на развод, и Лидия вернулась к художнику, оставшись с ним до конца жизни.
Когда в 1941-м ему диагностировали рак, он практически перестал ходить, но продолжал работать — во многом благодаря Лидии.
«Вы хотите знать, была ли я "женой" Матисса? И нет, и да. В материальном, физическом смысле этого слова — нет, но в духовном смысле — даже больше, чем да. В течение 20 лет я была "светом для его глаз", и он был единственным смыслом моей жизни», — писала Делекторская.
Матисс умер в возрасте 84 лет в 1954 году, на следующий день после того, как сделал последний портрет Делекторской обычной ручкой. Лидия знала, что его семья не позволит ей прийти на его похороны, поэтому сразу уехала.
Делекторская прожила в одиночестве всю оставшуюся жизнь, посвятив себя работе с наследием художника. Она помогла организовать выставки Матисса и открыть музей на его родине в Ле-Като-Камбрезис. Все завещанные ей Матиссом работы (около 90 произведений искусства) Делекторская передала в Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Десятилетия спустя Делекторская написала две книги о своем опыте жизни и работы с художником. Лидия покончила с собой, когда ей было 87 лет. В своей последней записке она пожелала только одного: «Пожалуйста, положите рубашку Анри Матисса рядом со мной».
Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова
Великий русский художник, имевший по линии родителей французские и немецкие корни, родился в Санкт-Петербурге на стыке XXVIII и XIX веков. В 1823 году Карл вместе со своим братом Александром прибыли в Италию. Страна художников и поэтов стала для Брюллова неисчерпаемым источником вдохновения. Встреча в 1827 году с графиней Юлией Самойловой открыла новую страницу в его творчестве.
Юлия Павловна на момент знакомства с Брюлловым лишь недавно разошлась со своим супругом, графом Николаем Самойловым. Венчание состоялось в 1825 году, но уже спустя 2 года брак распался. Граф был склонен к картам и кутежам, а его красавица-жена пользовалась большим успехом у мужчин. В 1827 году Юлия едет в Италию и с легкостью входит в местное высшее общество. В знаменитом салоне княгини Волконской в Риме она знакомится с Карлом Брюлловым.
Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.
Карл и Юлия вместе путешествуют по Италии, художник подолгу живет на вилле графини. Красивая и энергичная аристократка дает силы для творчества, будоражит душу, становится неизменной моделью для многих произведений. Совместное посещение раскопок у Везувия привело к созданию знаменитого шедевра Брюллова «Последний день Помпеи».
На картине графиня Юлия присутствует сразу в нескольких ипостасях. Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей. В том числе и рядом с художником, которого Брюллов написал с себя.
Отношения Брюллова и Юлии Самойловой длились до самой свадьбы художника в 1839 году.
Будучи в России, Карл Брюллов женился. Его избранницей стала дочь Рижского бургомистра Эмилия Тимм. Полная противоположность Юлии Самойловой. Тихая, юная, нежная, скромная пианистка. Ни дерзости во взгляде, ни порывов и страстей. Как раз таких барышень XIX века любят ставить в пример современным девушкам.
Брак состоялся. Но и месяца не прошло, как молва свидетельствовала: пьяный Брюллов выгнал супругу босую из дому, предварительно избив и даже вырвав серьги из ушей. Высочайшим повелением художника заставили прийти к графу Бенкендорфу для разъяснений. Что именно объяснил Брюллов, доподлинно неизвестно. Но ему разрешили развестись.
Утешать «драгоценного Бришку» из Италии примчалась графиня Самойлова. И у нее все получилось: художник постепенно вернулся к работе и создал одну из лучших своих картин «Покинувшая маскарад».
Карл Брюллов на одном из лучших портретов Юлии Самойловой изобразил свою подругу презревшей условности светского «театра». Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нечего здесь делать.
…Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете». Но они все равно расстались.
Спустя шесть лет Самойлова выходит замуж за необычайно красивого молодого итальянского тенора, но в тот же год певец умирает от чахотки. Уже в преклонном возрасте Самойлова заключает брак еще раз, но снова неудачно. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки. Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года. Очеивдно что роль музы русского художника оказалась самой значимой в судьбе красавицы и аристократки Юлии Самойловой.
Исаак Левитан и Софья Кувшинникова
Признанный мастер пейзажа Исаак Левитан проявил талант живописца в ранней юности. В возрасте 13 лет он поступил в Московское училище живописи. Несмотря на большие достижения и огромное количество живописных работ, еврейский юноша даже не был удостоен звания художника. Московская богема не слишком привечала Левитана, а преподаватели училища вообще считали, что еврей не должен касаться русского пейзажа…
Одна из учениц Левитана, молодая художница Софья Кувшинникова, всерьез увлеклась пейзажистом. Будучи женой полицейского врача и сопровождаемая нелестными слухами, она восемь лет ездила с Левитаном на этюды по всей России – рисовала, вдохновляла, была его другом и музой.
Левитан практически не рисовал портретов, имея склонность к изображению пейзажей. Именно красота русской природы побуждала творца к созданию бессмертных шедевров. А еще – красота и вдохновение женщины, талантливой художницы Софьи Кувшинниковой. Среди небольшого количества портретов, написанных Левитаном, ее портрет занимает одно из центральных мест.
Левитан и Кувшинникова долгое время ездили по Волге, делали этюды, наслаждались свободой и творчеством. Конец 80-х – начало 90-х г. г. XIX века были отмечены для Левитана особым душевным подъемом: он наслаждался жизнью и обществом своей Музы, творил и мечтал. В 1994 году он увлекся другой женщиной, также чужой женой, Анной Турчаниновой. Но ее портрет в коллекции художника так и не появился …
Музы европейских художников:
Сальвадор Дали и Елена Дьяконова (Гала)
Судьба Елены Дьяконовой, получившей в подарок от первого мужа Поля Элюара праздничное имя Гала (с ударением на последнем слоге), настолько необычна, что о ней можно говорить и писать бесконечно. Не слишком красивая, чрезвычайно застенчивая молодая девушка в одночасье превратилась для окружающих в «стерву» и «нимфоманку», а для взбалмошного гения – в прекраснейшую женщину и музу.
В 18 лет Елена заболела чахоткой. Совершенно не веря в свое выздоровление, грустная и подавленная, она отправилась на лечение в Швейцарию. Лечение неожиданно помогло, и вскоре воспрянувшая духом Елена познакомилась с молодым парижанином – поэтом Полем Элюаром. Они поженились, 12 лет прожили счастливо, в браке родилась дочь Сесиль. Но однажды Поль имел неосторожность познакомить жену с Сальвадором Дали.
С первой секунды Дали и Гала безумно влюбились друг в друга. Дали было 25 лет, Гала – на 10 лет старше. Но в этой немного странной женщине Сальвадор сразу узнал свою давнюю мечту – хрупкую девочку в пушистой шубке, которая приходила к нему в детских мечтах… А Гала с женской прозорливостью почувствовала рядом с собой незаурядного человека, недооцененного гения, и решила посвятить ему свою жизнь.
Гала полностью отдала себя Дали. Что бы ни говорили сплетники за ее спиной, подозревая в алчности и расчетливости, она жила жизнью своего возлюбленного: лечила душевные раны, успокаивала после ночных кошмаров, искала новые заказы и помогала продавать картины. Всю жизнь она помогала Дали найти свой путь, направляла и наставляла, советовала и вдохновляла. Забывая о себе, она стала тенью Пикассо, его Музой и опорой.
Гала умерла на 7 лет раньше Дали. На похоронах великий Сальвадор рыдал как ребенок. После смерти своей Музы Дали практически потерял разум и больше не брал в руки кисть…
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова
Пикассо – известный женолюб и сердцеед, за свою длинную жизнь (маэстро прожил 91 год) разбил немало женских сердец. Женщины всегда играли важную роль в его жизни и творчестве, но имя одной из них стоит особняком – имя русской балерины Ольги Хохловой. Не слишком выдающаяся в профессиональном плане, Ольга заняла гораздо более почетный пьедестал, став Музой гениального художника.
Впервые Пикассо увидел Хохлову во время гастролей балетной группы. Ольге на тот момент исполнилось 27 лет, она танцевала в кордебалете, отличалась грацией и изяществом, но была при этом сдержанна и девственно чиста. Пикассо поразила неприступность балерины, и он с упорством опытного ловеласа принялся штурмовать бастион ее сердца. Ольга Хохлова выдвинула условия: законный брак и контракт, подтверждающий ее права на половину состояния в случае развода.
Влюбленный Пабло не стал сопротивляться, тем более что вскоре Ольга подарила 40-летнему супругу первенца – сына Паоло. Пикассо был счастлив и вдохновлен, он часто писал портреты жены и сына, очарованный нежностью и женственностью Ольги. Молодая жена была также влюблена и восхищена своим супругом, и совсем не вспоминала слов, сказанных матерью художника в день их знакомства: «Я не верю, что с моим сыном может быть счастлива хоть одна женщина».
Но постепенно очарование влюбленности рассеивается. Бывшей балерине хочется вести светскую жизнь, вращаться в высшем обществе. Она хочет гордиться своим мужем и заставляет его «соответствовать» признанным нормам – правильно себя вести, одеваться в соответствии с модой. Все это надоедает Пикассо, привыкшему к творческому беспорядку. Он постепенно отдаляется от Ольги, и спустя некоторое время увлекается 17-летней красавицей Мари-Терез.
По-разному сложились судьбы совсем юных и вполне зрелых женщин, примеривших на себе платье Музы русского или зарубежного живописца. Кто-то из них, подобно возлюбленной Дали – Гала, до самой смерти пребывал в ореоле величия и преклонения. Другие, подобно Софье Кувшинниковой, лишь несколько лет озаряли творческий путь художника. Но каждая из них оставила свой след в истории и судьбе своего Мастера.
О том, как выглядели женщины с известных полотен можно прочесть здесь