В отношении феноменов моды обычно говорят «Так принято». Оценка других, немодных образов носит оттенок пренебрежения, выражает насмешку, их демонстрация неуместна и нежелательна. Развитие моды напоминает движение по спирали: время от времени мода возвращается к прежним, ранее отвергаемых образов. Следование стандартам моды различно у разных социальных групп. Представители элиты следует «высокой моде», требующей больших материальных затрат и прочих ценностей. Другие слои общества либо пытаются следовать примеру элиты, либо вырабатывают собственные образы, которые у элиты считаются более низкими в эстетическом и интеллектуальном плане. Часто модный образ создается в нижних слоях и с модификациями принимается в верхних, элитных слоях общества. Мода отражает доминирующие моменты в данном обществе в данный момент.
Мода направлена на постоянное стимулирование потребления, постоянное изменение определенной категории товаров. Поскольку расширенное потребление – основа рыночной экономики, многие рыночные структуры стимулируют развитие моды, способствуют созданию новых стилевых «модных» направлений. Результатом быстрых изменений моды является повышенное потребление некоторых категорий модных товаров, как правило, до того, как они будут использованы другим образом или устареют.
В основе массовой моды лежит психологический механизм подражания. Но сперва нужно создать то, чему будут подражать. Создать, продемонстрировать и активно пропагандировать. А за созданием, демонстрацией и пропагандой чего-либо нового стоит попытка выделить себя личностью или группой ради обособления, выделения себя среди себе подобных, через обретение новой, уникальной черты.
Первоначальный компонент механизма массовой моды – антимассовый. Мода рождается под влиянием двух основных факторов: стремления к обновлению и стремления к подражанию. Но следует отметить, что не все новое становится потом модным.
Основной фактор моды – конформизм («групповое давление»). Массовая мода на что-то – результат добровольной податливости людей давлению, которое осуществляется либо авторами моды, либо ее соавторами, либо просто очень известными и популярными людьми – распространителями. Большинство людей просто стремится выглядеть как все и не особенно выделяться из толпы.
Момент наивысшей популярности моды становится началом ее конца.
Распространившись мода начинает терять привлекательность для тех, кто ее создал, а с все большим распространением и для тех, кто ее распространяет. Бывает, что некоторые элементы цепочки выпадают, и мода умирает, не пройдя весь цикл.
Типы модников:
1. Модник-распространитель. Типичный, массовый человек, который уверен в том, что он выделяется из массы, но он и делает моду массовой. Модник стремится быть уникальным и неповторимым, выделиться из окружающей среды. Но он всегда подражает, он обычно не автор и даже не соавтор моды. Обычно в поисках индивидуальности модник сбивается на поиск того, что есть у всех. Самовыражение подменяется референтным конформизмом. Признав что-то за модное, он расстанется с этим весьма неохотно, если расстанется.
2. Модник-антимодник. Любая мода начинается с автора. На начальном этапе новое – не модное, а то, что противостоит вчерашнему, рутинному. Для такого человека быть модным – значит быть модным каждый день, не дожидаясь, пока уникальное станет массовым. Он никогда не будет носить, то что носят все.
Автор моды. Это человек, который формирует новый материальный или духовный продукт, способный стать модным. Для этого данный продукт должен обладать новизной.
Соавтор моды. Человек, который перенимает идею автора и первым решается ее воплотить.
Моду как явление начали изучать еще в XIX веке. Однако особенную актуальность эта тема приобрела на рубеже 2000-х тысячных после начала современного модного «бума». Модная индустрия начала стремительно развиваться благодаря развитию так называемого fast fashion. С развитием индустрии, дешевые копии начали создаваться чуть ли не раньше появления самих оригиналов. Если раньше мода была строгой и ограниченной, предавая «модность» только определенным вещам (юбки-трапеции, клеш, туфли на низком каблуке), то сейчас это вылилось в безграничность тенденций во внешнем виде.