Модерн (фр. Art Nouveau – новое искусство, нем. Jugendstil – молодежный стиль, англ. Stile Liberty – стиль свободы) – международное движение и стиль в искусстве, архитектуре и особенно декоративно-прикладном искусстве, который достиг пика своей популярности на рубеже ХХ века (1890–1905).
Орнамент модерна
Стилистика модерна чрезвычайно выразительна: отказ от прямых линий, использование органических форм, мотивы, отсылающие зрителя к национальным традициям различных культур. Однако формы, возникающие в изобразительном искусстве рубежа XIX–XX веков совершенно иные, действительно «обновлённые», нежели это было в эпоху историзма, во второй половине XIX века.
Для обозначения «Нового искусства» используются разные термины. Русский вариант «Модерн» в других языках не встречается. На Западе самым распространенным названием стиля можно считать «Ар-Нуво» (Art Nouveau). Так же широко известны названия стиля — «Тиффани» в США, «Югендстиль» в Германии, «Сецессион» в Австрии, «Либерти» в Италии, «Модернизмо» в Испании, «Модерн Стайл» в Британии. Модерн возник во многом как антитеза эклектике, черпающей вдохновение в художественных формах прошлого, не замечающей современные возможности инженерных конструкций, но и как способ эстетизации суровой индустриальной эпохи. Тем не менее, модерн не только отвлекает внимание от тектоники и функций зданий причудливым орнаментом из растений и женских фигур, но и использует цитаты из национального искусства.
«Красный дом» У. Морриса. Ф. Уэбб. Поместье Келмскотт-Мэнор Самое старое крыло дома было построено в 1570 году. Поселившись здесь и оформив интерьер по своему вкусу, Уильям Моррис разбудил моду на краснокирпичные средневековые строения под черепичной крышей.
В эпоху предмодерна один из первых теоретиков и практиков «эстетизации» действительности поэт и дизайнер Уильям Моррис возглавил «Движение искусств и ремёсел» (Arts & Crafts). Мастера, объединившиеся на основе идей прерафаэлитов, идеализировавших ручной труд ремесленников средневековья и противопоставлявших его машинному труду эпохи капитализма, вдохновлялись средневековыми орнаментами в декоративно-прикладном искусстве и книжном оформлении. Композиции прерафаэлитов, воскрешавшие мир английской легенды и раннеитальянской поэзии и дизайнерские решения художников «Движения искусств и ремёсел» возвратили в Британию XIX века формы средневековых ковров, мебели, посуды и иллюстрированных (иллюминированных) рукописей.
Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор. Полог для кровати вышила жена У. Морриса, Дж. Моррис.
В целом, стилистика модерна испытала заметное влияние искусства японской гравюры и изысканного декоративно-прикладного искусства, художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других Древних цивилизаций. Для стиля, как говорилось выше, характерны общие черты, выделяющие его среди других форм. Но как и в случае с «Движением искусств и ремёсел», мастера модерна зачастую обращаются к национальным традициям, чаще всего воскрешая народное искусство.
Традиционные формы оказали огромное влияние при формировании модерна в Скандинавии, Испании и России.
Национальный романтизм, возникший в русле модерна, в архитектуре Швеции и Финляндии побудил авторов проектов, как и прерафаэлитов, обратиться к средневековому прошлому. Формы романских замков, образы скандинавской мифологии сформировали суровый и вместе с тем сказочный облик зданий. Ярким примером является финское искусство1880–1910 годов, которое принято называть «kansallisromantiikka» (национальный романтизм). Значительное влияние на формирование национальной культуры и самосознания финнов оказал карело-финский эпос «Калевала», первый сборник которого был опубликован Э. Лённротом в 1835 году. Соединение национальных мотивов с общеевропейской культурной традицией и подарило нам прекрасные музыкальные, литературные, художественные и архитектурные произведения национального романтизма.
А. Галлен-Каллела. Защита Сампо. 1896.
Позже период 1880–1910 годов был назван Suomen taiteen kultakausi, или «Золотой век финского искусства» – именно тогда оно выросло до международного уровня. Озолотили его известнейшие финские имена: художники Аксели Галлен-Каллела, Пекка Халонен, Альберт Эдельфельт, композитор Ян Сибелиус, поэт Эйно Лейно. Именно Эйно Лейно назвал новое искусство Финляндии «неоромантизмом». Архитекторы наравне с художниками, композиторами и поэтами работали над тем, чтобы слава финского национального романтизма распространилась по всей Европе. Они полагали, что те элементы финской культуры, которые можно найти в «Калевале», способны лечь в основу новой архитектуры. И искали вдохновение в видах средневековых церквей, в старинных украшениях и орнаментах.
Дом Тальберга. Гизелиус – Линдгрен – Сааринен. Luotsikatu,1 – Satamakatu, 7. 1897-1898.
Национальный характер зданий подчеркивается традиционными для Финляндии материалами – деревом и необработанным серым гранитом. Финские архитекторы умело вписали свои постройки в окружающую среду. Декор зданий напоминает об эпосе Суоми, персонажи «Калевалы», домовые и лешие, поселились на фасадах. Однако финские архитекторы не ограничивались стилизацией, в архитектуре прошлых столетий, как и в самой природе, они искали прообразы органичности. Основоположниках стиля стали Гезеллиус, Линдгрен и Сааринен. В 1896 году они организовали архитектурное бюро Gesellius – Lindgren – Saarinen. Нельзя не упомянуть о том, что Сааринен поддерживал постоянные контакты с видными деятелями русской культуры: И. Э. Грабарем, С. П. Дягилевым, Н. К. Рерихом и А. М. Горьким. Кроме того, финский архитектор входил в общество «Мир искусства», а в 1906 году был избран членом петербургской Академии художеств.
В полной мере позволяют познакомиться с финским неоромантизмом центральные районы Хельсинки Kruununhaka, Katajanokka, Eira и Ullanlinna.
Национальный романтизм Скандинавии оказал влияние на петербургскую архитектуру. Несомненное влияние финской архитектуры, а также сходство природных условий привели к тому, что на рубеже XIX–XX веков в Санкт-Петербурге сложился близкий финскому вариант стиля, получившего позже название «северный модерн».
Ф. И. Лидваль. Доходный дом на Каменноостровском пр., 1-3. 1899-1904.
Основоположником этого направления считают Фёдора Ивановича Лидваля, шведа по происхождению и подданству. В отличии от финских архитекторов его здания имели более облегченные пропорции и более тонкую отделку. Его доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899–1904) – это контрастные по фактуре материалы и явно прослеживающееся постепенное облегчение фасадов.
И. А. Претро. Доходный дом Т. Н. Путиловой или «Дом с совами». Большой пр. П. С. , 44 .1906-1907.
Влияние финской архитектуры наиболее явно прослеживается в творчества Ипполита Александровича Претро. Его лучшая и известнейшая работа – дом на Большом проспекте Петроградской Стороны, 44 – создана в 1906–1907 годах. Он, словно северный замок, романтичен и суров. Сходство с финской архитектурой национального романтизма усиливают угловая башня, мощные гранитные порталы с изображением все тех же сов. Очевидно, что, разрабатывая проект, Претро был вдохновлен зданием телефонной компании в Хельсинки Ларса Сонка – та же асимметричная композиция, остроконечные башни и порталы, эркеры с завершениями и круглыми окнами, декор. Но всё же постройка Претро получилась чуть более легкой, без сурового финского характера. Всего в Петербурге было построено несколько десятков зданий в стиле северного модерна, так или иначе перекликавшегося с национальным финским стилем. Особенно близки к архитектуре национального романтизма оказались работы И. А. Претро, Н. В. Васильева, С. И. Минаша, Е. Л. Морозова, а также Ф. Ф. Миритца (комплекс на Боткинской ул., 1, 1907–1910), Н. Я. Порубиновского (дом на пр. Добролюбова, 21-6, 1907–1908), А. М. Эрлиха (дом на Зверинской ул., 18, 1910), А. Л. Лишневского (дом на Лиговском пр., 91, 1913–1914).
Доходный дом страхового общества «Россия» . А. А. Гимпель и В. В. Ильяшев Большая Морская ул., 35. 1905-1907. Панно по эскизу Н. К. Рериха. 1905.
Северный модерн – яркое и самобытное явление в архитектуре России, но в отечественной архитектуре выразительно проявился и неорусский стиль, сформировавшийся на основе народных традиций. Неорусский стиль – направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX века – 1910-х годов, широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в целях возрождения национального своеобразия русской культуры. В отличие от предшествующего (и отчасти параллельного) ему «русского стиля», неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объёмов, а обобщённостью мотивов, тонкой и творческой стилизацией стиля-прототипа.
Церковь Спаса Нерукотворного. По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882.
Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, московского барокко, народная деревянная архитектура).
В проектировании построек участвовали художники: С. В. Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905–1907, совместно с архитектором Н. К. Жуковым), В. М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900–1905). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902–1904), И. Е. Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907–1908).
Собор Марфо-Мариинской обители, 1908–1912, архитектор А. В. Щусев.
С середины 1900-х годов неорусский стиль претерпел существенную внутреннюю эволюцию: свободная, импровизационная стилизация сменяется более жёстким ретроспективизмом, сходным с ретроспективизмом неоклассицизма. Представители позднего неорусского стиля почти буквально воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908–1912, архитектор А. В. Щусев) либо «накладывают» русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914–1916, архитектор В. А. Покровский).
Дом Бонета в Салоу.
В архитектуре Испании, а точнее, Каталонии (постройки модерна, или, как его называют, «модернизмо», концентрируются почти исключительно в этой испанской области), «новый стиль» использует формы средневековой испанской и мавританской архитектуры. Наиболее последовательно национальное своеобразие проявилось в работах Антонио Гауди-и-Корнет. Наиболее крупными представителями испанского «модернизмо» были также Луис Доменек-и-Монтанер, Мануэль Распаль-и-Майоль, Рафаэль Хулио Масо-и-Валенти и X. Пуч-и-Кадафальк.
В декоративном оформлении модернизмо часто используются художественные приёмы стиля мудехар, синтетического стиля в декоративно-прикладном искусстве, живописи и архитектуре Испании XI–XVI веков. Название этого архитектурного течения произошло от имени религиозной группы мудехаров – мусульманского населения, которое осталось на территории Пиренейского полуострова после его освобождения в ходе Реконкисты. В архитектурном стиле мудехар сочетаются элементы готического, ренессансного и мавританского искусства. Интересен тот факт, что в рамках этого направления работали, как мусульманские, так и христианские архитекторы. Для стиля мудехар характерны многие элементы мавританской архитектуры: сводчатые перекрытия, формирующие восьмиконечную звезду; подковообразная арка, цветные изразцы на стенах, гипсовый орнамент и наборные деревянные потолки.
Своеобразие архитектуры А. Гауди и каталонского модерна в целом объясняется спецификой развития испанской архитектуры, в которой соседствовали и нередко смешивались западноевропейские и арабские мотивы.
А. Гауди. Дворец Гуэль. 1890. Барселона.
Многие работы Гауди удалось реализовать благодаря финансовой поддержке графа Эусебио Гуэля, дававшего неограниченный простор для творческой фантазии автора. По его заказу в Барселоне были построены дворец, усадьба, парк и колония. Дворец Гуэля (1886–1889) – одно из ранних, но уже выдающихся и показательных произведений архитектора. Фасад этого здания относительно строг и композиционно упорядочен. Семнадцатиметровый купольный зал является композиционным стержнем дворца.
Д. Сагранес. Дом Бонета в Салоу. 1911-1929.
Примером синтеза национальных традиций может служить более консервативный, чем работы А. Гауди, Дом Бонета в Салоу, построенный в 1911–1929 годах Домеником Сагранесом Грасом, учеником А. Гауди. Облик здания типичен для Средиземноморья, но вместе с тем в нём удачно обыграны принципы модернизма. Пространство стен, покрытое яркой штукатуркой, рассекают линии окон, балконов, террас. В оформлении широко используются фрески и мозаики. Кроме того, обрамление окон подчеркивают деревянные и кованые железные решетки. Интерьеры дома Бонета представляют собой яркий образец классического испанского стиля. В помещениях доминирующую роль играют фрески, изображающие эпизоды из жизни каталонского короля Хайме Первого.