Выпал первый снег, мягко и неслышно приближается зима, и вспоминаются пейзажи С. Жуковского
Станислав Юлианович Жуковский внес в русский пейзаж начала XX века поэзию и тонкий лиризм, в своих произведениях он как бы заново переосмыслил природу. Художник воплощал ее не в неподвижном состоянии спокойной красоты – природа у Жуковского всегда носит одухотворенный характер, она полна эмоциональной жизни, динамики. Пейзаж у художника всегда окрашен ярким, непосредственным авторским отношением, чувством.
С. Ю. Жуковский. Выпал снег (Первый снег). 1910-е. Вологодская областная картинная галерея
Склонность к пейзажу Жуковский ощутил довольно рано, но путь к искусству для будущего художника был непростым. Он родился в дворянской семье, но его отец после подавления польского восстания был лишен всех сословных и имущественных прав. Семью Жуковских жила в своем бывшем имении Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда не на правах собственников, а в качестве арендаторов.
С. Ю. Жуковский. Разъезд. Ок. 1902. Симферопольский художественный музей
В семье царил патриархальный уклад, Жуковские жили очень замкнуто. Вернувшись из сибирской ссылки, Юлиан Жуковский на всю жизнь остался нелюдимым, мрачным человеком, чужим даже для своих близких. Мать художника Мария, урожденная Вержбицкая, была полной противоположностью своему мужу. Она происходила из аристократической семьи, родом из Варшавы, получила прекрасное образование во Франции и всячески стремилась эстетически развить своих детей, учила их музыке и иностранным языкам. Отец же художника, наоборот, не одобрял занятий живописью и вплоть до своей смерти называл сына «маляром». Юлиан Жуковский считал, что потомку славной дворянской фамилии необходимо получить серьезное образование и отдает Станислава в Варшавскую классическую прогимназию Лаговского, затем его переводят ближе к дому в Белостокское реальное училище.
Белостокское реальное училище
В Училище произошла судьбоносная для будущего художника встреча. Учителем рисования там служил живописец Сергей Никитич Южанин, выпускник Строгановского Училища, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера. Южанин буквально с первых уроков отметил талант Станислава Жуковского и стал его первым наставником. По сути, Жуковскому посчастливилось встретить единомышленника, чьи взгляды на искусство были схожи с его собственными. Уже в юном возрасте у Станислава проявилась склонность к пейзажу, определившая и выбор школы, в которой, как он решил со своим учителем, ему предстоит профессионально заниматься живописью. Петербургской Академии художеств, которая сулила выпускникам, удостоившимся золотой медали, пенсионерскую поездку в Италию, юноша предпочел Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сохранившее и развивавшее лучшие традиции русской пейзажной школы.
С. Н. Южанин. Пейзаж. 1895. Дальневосточный художественный музей
Для осуществления своей мечты художнику пришлось проявить завидное упорство, поскольку отец не разделял его взглядов. Семнадцатилетний Жуковский без разрешения отца уезжает в Москву и порывает с ним на долгие годы. Время же обучения в Училище (1892–1901, Московское училище живописи, ваяния и зодчества) Жуковский всегда вспоминал с большой теплотой. Обучение осуществлял коллектив талантливых педагогов: С. Коровин, Касаткин, Савицкий, Пастернак, Архипов и в последние годы в училище приходит Левитан. Все перечисленные педагоги были в это время молодыми людьми, внесшими в свою работу энтузиазм, энергию, творческое горение. Сергей Алексеевич Коровин, первый учитель Жуковского в училище, в преподавании рисунка стремился не только развивать точность руки, но и умение выражать впечатление от изображаемого.
С. А. Коровин. Старик в белой рубахе. Этюд к картине "Песня". 1883-1893. Курская государственная картинная галерея
Н. А. Касаткин. Шахтерка. 1894. Государственная Третьяковская галерея
А. Е. Архипов. Прачки. Конец 1890-х. Государственная Третьяковская галерея
Огромное значение для становления творческой индивидуальности художника сыграли не только педагогические таланты, но и работы учителей. В полотнах Н. А. Касаткина Жуковский открывал для себя «скрытую гармонию природного и человеческого, жилища и его обитателей»[1]. А. Е. Архипов великолепно владел средствами пленэрной живописи, объединяя посредством пленэра жанр с пейзажем («Радоница», 1892, «Лед прошел», 1895) и с интерьером («Прачки», начало 1890-х гг.). Впечатления воздуха в своих произведениях Архипов добивался, применяя метод живописных обобщений, благодаря чему детали у него всегда соотнесены с целым. Впоследствии Жуковский будет широко использовать этот метод. У Л. О. Пастернака, графика по преимуществу, окончившего Мюнхенскую королевскую академию и прекрасно осведомленного обо всех новейших европейских течениях, Жуковский знакомится с различными графическими техниками. В самостоятельной работе Станислав Юлианович будет объединять разные техники – темперу, акварель, пастель.
Л. О. Пастернак. Вид Петербурга. Туман. Утро. 1895. Саратовский государственный художественный музей
На творческое формирование Жуковского оказала воспитательное воздействие московская школа живописи в целом, основанная на принципах реалистического искусства. Но, пожалуй, решающее значение для Жуковского –живописца сыграло знакомство с В. Д. Поленовым и обучение в его натюрмортном классе. В. К. Бялыницкий-Бируля, соученик Станислава, так писал о своем учителе: «С появлением в училище Поленова мы начали разбираться в красках, искать цвет: до него мы этого не знали. Помню, часто художник Жуковский говорил мне, называя в шутку меня стариком: «Ты посмотри, старик, вот там, где поправлял Василий Дмитриевич, тон получился звучный и красочный, а у нас все будто мукой разбавлено»[2]. Он же говорил в своих воспоминаниях, что Жуковский «тонко воспринял от Поленова яркие сочетания красок»[3].
В. К. Бялыницкий-Бируля. Ранняя весна. 1913. Новосибирский государственный художественный музей
Жуковский не был непосредственным учеником И. И. Левитана, но в его творчестве отразилось лирическое, опоэтизированное восприятие природы, варьирующееся от проникновенного лиризма до приподнятой жизнерадостности, столь характерное для великого пейзажиста. В это время, то есть в конце XIX века, в русской пейзажной живописи существовало два направления. К первому принадлежали художники, писавшие камерные видовые пейзажи в манере «гладкого и сухого академического письма»[4], в большинстве своем – передвижники старшего поколения Г.Г.Мясоедов, А.А.Киселев, Е.Е.Волков. Второе направление образовали последователи Левитана С.Ю.Жуковский, С.А.Виноградов, П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский. В образах природы они выражают эмоциональные переживания с помощью различных средств художественного выражения: широкой живописной манеры, корпусного мазка, сопоставления плоскостей. Вслед за Поленовым и Левитаном Жуковский приходит к этюдной манере письма, однако в отличии от последнего художник не сочиняет своих пейзажей, не синтезирует различные виды, обобщая образ русской природы, а строго следует за натурой.
С. Ю. Жуковский. Весенний вечер. 1896. Дальневосточный художественный музей
Гармоническому развитию творческой индивидуальности молодого живописца немало способствовала и сама художественная атмосфера Москвы. Выставки открывались одна за другой: ученические Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижные, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств, и Жуковский начал показывать на них свои работы. Вскоре его пейзажи заслуживают признания, так, после удачного дебюта на выставке в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. А всего год спустя, с XXV Передвижной, П. М. Третьяков приобрел пейзаж «Весенний вечер» (1896) – огромная честь для двадцатилетнего художника! В начале 1900-х годов Жуковского начинают приглашать на выставки в качестве желанного экспонента и передвижники, и «Мир искусства», его успехи благосклонно отмечались художественной критикой. Но, ощутив себя самостоятельным, зрелым художником, С. Ю. Жуковский неизбежно должен был выбрать для себя круг единомышленников в искусстве, объединение, полноправным членом которого он мог бы стать. Такое объединение было образовано в Москве в декабре 1903 года – «Союз русских художников». Среди его членов были художники, которые одновременно входили и в Товарищество передвижников: А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. В. Иванов, Л. О. Пастернак, А. С. Степанов, В. А. Серов, К. Ф. Юон. В 1904 году членом «Союза» стал и Жуковский.
Л. В. Туржанский. Песни вечерние. Первая четверть ХХ в. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
«Союз русских художников» оказался объединением весьма сплоченным, стилистически цельным. Любовь к русской природе питала весьма широкий круг интересов и тем: от воспетой Туржанским нищей русской деревни до «усадебной лирики» Жуковского, от красочных крымских пейзажей Константина Коровина до монохромных северных мотивов Архипова, от жизнерадостных образов русской зимы у Юона до сдержанных, подчас сумрачных, но не менее русских пейзажей Петровичева. Сильнее всего их увлекала непосредственная передача впечатления от натуры, «сохраненного в его первичной свежести и трепетной жизненности»[5]. Добиваясь в своих произведениях выражения своего непосредственного чувства, художники обращали большое внимание на разнообразие фактурной поверхности живописи, на активную смысловую роль мазка. Экспрессивная, этюдная манера письма, наряду с колористическим и композиционным решением, передавала эмоциональный замысел произведения. Наряду с достижениями русской пленэрной живописи художники «Союза» обращаются к опыту импрессионистов, творчески перерабатывая его.
К. А. Коровин. Базар у пристани в Архангельске. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Все сказанное выше отвечало живописным устремлениям и темпераменту Жуковского, который с 1904 по 1922 год был постоянным экспонентом, а в 1911-1913 и 1916 годах входил в состав комитета «Союза». Участие в выставках объединения расширило кругозор художника, позволило ему опираться на более глубокий пласт традиций. Вращаясь до этого в среде передвижников, художник теперь осознает иные художественные задачи, которые решаются им в работе над картиной.
Если художники-передвижники старшего поколения, раскрывая социальные сюжеты, все изобразительные средства живописи подчиняли выражению своих идей, повествовательности, то в творчестве членов «Союза» происходит иной процесс. «Художники как идейные трибуны умолкают, уходят за кулисы, скрываются за образами героев, а в своих пейзажах стремятся передать в основном непосредственные впечатления от натуры»[6].
Передвижники стремились к обобщениям, в индивидуальном постигали типическое. Так, даже в лирических пейзажах они создавали синтетический образ Родины. Художники «Союза» тяготеют не к типическому, а к индивидуальному, к камерным пейзажам, изображающим конкретные сюжеты.
Источники
[1] Горелов М. И. С. Ю. Жуковский. Жизнь и творчество. 1875-1944. - М.; Искусство, 1982. - 272 с. С.75.
[2] Мастера советского искусства о пейзаже. - М.; Издательство Академии художеств СССР, 1963. - 152 с. С.28-30. С.30.
[3] Там же.
[4] Горелов М.И. С.Ю.Жуковский. Жизнь и творчество. 1875-1944. - М.; Искусство, 1982. - 272 с. С. 53.
[5] Бобровская Л. Станислав Жуковский. – М.: Белый город, 2003. – 48 с. С.15.
[6] Горелов М.И. С.Ю.Жуковский. Жизнь и творчество. 1875-1944. - М.; Искусство, 1982. - 272 с. С.19.
Станкевич Н. И. С. Ю.Жуковский. - Л.; Художник РСФСР, 1974.