Индия – древняя страна с богатой и красочной историей, где искусство и религия сочетаются в уникальной гармонии. И одной из форм искусства, которая играет важную роль в индийской культуре, является керамика.
Керамика в Индии присутствует на протяжении многих веков. От простых глиняных ушек до изысканной керамической посуды и скульптур, керамика использовалась как украшение храмов, а также в быту в качестве посуды и предметов интерьера.
В религиозном контексте керамика имеет особое значение: Мурти, или идолы, в храмах Индии делаются из различных материалов, однако глина является одним из самых распространенных и традиционных. Глину выбирают для создания Мурти из-за ее связи с символикой плодородия и роста, а также ее способности быть легко моделируемой и обжигаемой. Ремесленники, называемые путтари, или мастера глины, используют технику искусства глиняного ваяния, которая передается из поколения в поколение. Эти мастера руководствуются традициями и религиозными принципами, основанными на древней индийской философии. Многие индийские божества представлены в виде скульптур из глины или керамики. Эти скульптуры обычно используются в ритуалах и празднествах, и так же помогают связаться с духовным миром. Мурти - это обьекты почитания и представляют собой искусство, созданное во имя божества. Практически все праздники и религиозные обряды подразумевают использование глиняной посуды и керамических статуэток. Это особенно заметно во время праздника Дивали, когда индийцы расставляют по всему дому глиняные светильники, известные как 'дияс', чтобы приветствовать бога богатства и процветания, Лакшми.
Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает «огненная гроздь» — фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Этот праздник отмечают в начале месяца Картик (октябрь — ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.
Есть и другие удивительные и интересные праздники. Например, празднество Ганеша Чатуртхи, также известного как Винаяка Чавитхи, Ганеш Фестивал, Ганешотсав, почитается индийцами как момент появления Бога на Земле после схождения с горы Кайлаш вместе с его матерью Парвати.
Празднования в честь Ганеши длятся целых 10 дней. Кульминацией фестиваля становится торжественное погружение фигуры слоноголового божества в какой-либо водоем, реку или море.
Великое множество храмов украшено терракотовыми панелями, статуями и другими декоративными элементами. В деревнях и небольших городах, святые места и алтари часто уставлены керамическими фигурками духов и божеств, а также используются глиняные горшки и свечи в качестве приложений к ритуалам. В Индии принято, что после церемонии или молитв, фигурки божеств утрачивают свои божественные свойства и поэтому для следующей церемонии уже нужна будет другая, новая фигура. Старую же оставляют где-то на природе, чтобы со временем земля вновь воссоединилась с ней, или это выбрасывается в водоём, где позже фигурка-божество растворится в воде.
Одним из самых известных центров керамики в Индии является город Дели, где множество мастеров искусства создают уникальные керамические изделия. Здесь можно увидеть мастеров, работающих на гончарных кругах, создающих разнообразные формы и украшая их орнаментами и росписью.
Согласно индийской мифологии, первый глиняный горшок был слеплен самим богом искусств и ремесел Висвакармой, когда после пахтания океана срочно понадобился сосуд для нектара. И вот так, с легкой руки Висвакармы, гончарное ремесло стало одним из самых распространённых в Индии. Большинство гончарных мастерских являются семейными предприятиями. Гончарный труд - это не просто ремесло, это форма искусства, и это отражается в том уважении, с которым эти мастера относятся к своему делу.
Керамика в Индии также играет важную роль в практиках йоги и медитации. Глиняные чаши и посуда используются как для зажигания священного огня, так и курения ароматических трав, создавая атмосферу умиротворения и спокойствия.
Индийская керамика - это и музыкальные инструменты, создавающие глубокие звуки и резонанс, что помогает находить гармонию и равновесие.
Особенно интересным аспектом индийской керамики является ее тесная связь с народными ремеслами и племенными общинами. Многие из этих сообществ специализируются на создании уникальных керамических изделий, сохраняющих традиции и особенности каждого региона. Они передают свои навыки и знания из поколения в поколение, тем самым сохраняя культурное наследие.
Глина - это символ плодородия, роста и возрождения. Создание изделий из глины, а затем их обжиг в печи, является процессом преобразования и воскрешения, аналогичным зарождению новой жизни. Эта символика отражает глубокую философию индийской культуры и религии. В современном мире, где технология и промышленность становятся все более распространенными, керамика остается олицетворением традиции, рукоделия и красоты.
В целом, керамика Индии представляет собой неисчерпаемое богатство культуры и традиций, которые прошли через века и продолжают развиваться и адаптироваться. От простых глиняных горшков до сложных терракотовых статуэток, каждое изделие из керамики олицетворяет уникальную историю, которая продолжает восхищать и вдохновлять.