«В вопросах вкуса не может быть доказательств», — утверждал французский философ Пьер Буаст. И мы согласны с этой мыслью. Можно часами дискутировать о том, что такое настоящее искусство.
На портретах, которые мы привыкли воспринимать лишь как произведения искусства, запечатлены абсолютно реальные женщины, судьбы которых подчас складывались не так радужно, а внешность оказывалась далека от фантазий художника.
Многие полотна известны нам с самого детства: какие-то видели в книгах или репродукциях, какие-то имели счастье лицезреть в подлинниках.
Загадочная творческая душа склонна видеть все в ином свете. Поэтому понятия красоты у художников вполне могут отличаться от наших, такова суть искусства.
Мы предлагаем посмотреть как героини известных картин выглядели на самом деле.
Это картина «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877) пера Огюста Ренуара. Парадоксально, но именно роль натурщицы, а вовсе не актерская карьера, принесла героине этого портрета славу.
Жанна Самари была не слишком удачливой актрисой. Она играла в театре с 18 лет, но высот так и не добилась. Моделью Огюста Ренуара девушка стала случайно: Жанна снимала квартиру неподалеку от мастерской художника и часто попадалась ему на глаза. Ренуар увидел в улыбчивой актрисе изюминку и предложил позировать для своих полотен.
Ренуар был поклонником яркой, живой палитры. В его случае, образы получались приукрашенными, по сравнению с невзрачной реальностью.
На портретах Самари получалась не такой смешливой, какой была в жизни, а даже немного печальной. Говорят, что художники могут чувствовать будущее… Возможно, провидцем оказался и Ренуар. Судьба Жанны сложилась трагически. В 25 лет она вышла замуж и родила двоих детей, а уже в 33 скончалась от брюшного тифа.
Белла Розенфельд — жена и муза Марка Шагала. Художник часто говорил о том, что «рядом с ней он не ходит по земле, а парит над нею». Шагал продолжил писать портреты жены даже после ее смерти. Белла скончалась в 1944 году, и после этого печального события художник целый год не мог заставить себя взяться за работу. Считается, что образ первой жены всегда оставался с Шагалом. Даже, когда он связывал свою жизнь с другими женщинами, признавался, что «Беллу никто не может затмить».
Вера Мамонтова — дочь известного мецената Саввы Мамонтова. Она была музой многих русских живописцев, но самым известным стал ее портрет «Девочка с персиками» Валентина Серова. Задумка картины родилась спонтанно. Художник увидел сюжет в реальной жизни. Это произошло, когда Валентин Серов был в гостях у Саввы Мамонтова. Вера, вернувшись с прогулки, села за стол в гостиной и взяла в руки персик. Кажется, маэстро даже не пришлось ничего приукрашивать: юная героиня картины очень напоминает свой реальный портрет. Правда, потом девочке пришлось окало года повторять эту спонтанную позу, чтобы художник смог ее в точности запечатлеть.
«Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза» — так еще называют знаменитый портрет Адели Блох-Бауэр пера Густава Климта. Эта женщина была женой известного предпринимателя и ценителя живописи Фердинанда Блох-Бауэра. Искусствоведы часто подают историю создания легендарной картины в любовно-романтическом ключе, рассказывая, будто муж Адели заказал ее портрет из ревности. Он подозревал, что у жены роман с Климтом и решил, что, став его натурщицей, женщина с большей долей вероятности наскучит любовнику. В итоге, художник работал с Аделью четыре года и сделал более 100 набросков ее портретов.
История Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн красива и трагична. Девушка была возлюбленной художника и его главной натурщицей. Пара познакомилась, когда Жанна пришла обучаться в частную художественную школу, а Модильяни набирал из числа ее студентов моделей для своих картин. За все время их совместной жизни и творчества было написано 25 портретов. Увы, судьба влюбленных сложилась печально. В 1920 году Модильяни умер. Ему было всего 35 лет. Жанна приняла решение последовать за любимым и покончила с собой.
Мы знаем, что Модильяни имел очень специфическую стилистику, из-за которой его в художественной среде не признавали. Но его портреты с нарушенными пропорциями, вытянутыми лицами и кричащими оттенками просто опередили время.
Но самым забавным было видение Пабло Пикассо. Нет в мире образованного человека, который бы не знал особенной творчества этого испанца. О его стиле, темпераменте и любви к красивым женщинам ходят легенды.
Он, оказывается, символами передавал темперамент, чувства, эмоции и хрупкость женщин.
Ольга Хохлова, жена и модель Пабло Пикассо
Только вот в искусстве Пикассо красота так преображается, что ее порой очень сложно оценить. Однако сам художник обожал то, что делал, и девушек на своих портретах считал практически богинями.
Сильветт Давид, модель Пабло Пикассо
Была ли Сильветт Давид шокирована, когда увидела, для какого шедевра позировала художнику? Мы этого, к счастью, не знаем. Зато когда он подарил ей одну из своих работ, она ее продала и купила недвижимость в Париже. Неплохая сделка.
Приукрасить реальность – задача каждого творческого человека. Правда вот понятия красоты у художников разные.
О музах великих живописцев можно прочесть здесь
Будем рады, если статья заставила вас по-другому взглянуть на женскую красоту в искусстве.