Старушка и печеные яблоки.
Почти рождественский рассказ.
Сейчас на улице еще не сильно зима вступила в свои права и обязанности, вяло тянется продолжение южной осени, еще висят местами на деревьях усталые листья, да изредка выглянет солнце и пригреет слякотную землю. Спокойно на душе. И в это спокойствие приходят мысли. Вспомнишь станицу, как хорошо было летом в ней, а как там сейчас, тишина на улицах, бойкие желтые автобусы провезут детей в школу или из школы. Станица на зиму замирает.
Знаю, живет на окраине станице старушка. Обычная такая станичная старушка, с утра до вечера хлопочет одна по хозяйству, держит курочек, что-то рукодельничает да судачит с соседками про жизнь. Были дети, выросли, они разъехались, далеко уехали и теперь не приезжали уже давно. Не надо спрашивать её про детей, она сразу умолкает и и из глаз побежит слеза, прячась в морщинах её лица.
Был муж, здоровый, костистый дед, справный хозяин, все во дворе и в хате добротное сделано его руками, уже десять лет его нет рядом со старушкой, а хозяйство держится. Дед умер, лег как-то в летнюю жару спать во дворе, а утром уже холодный был. Словно знал, что ему недолго осталось и всё хозяйство в порядок привёл.
Чем замечательная эта старушка, так тем, что она постоянно печёт яблоки, и весь дом у неё пропах яблоками, да она сама кажется тоже пахнет яблоками. Да честно сказать старушка сама похожа на печеное яблоко и цветом и морщинами. Такими живописными морщинами, что так любят художник писать на своих картинах. Растут во дворе у неё три больших, развесистых яблони, старые, с толстой корой, морщинистые, как и их хозяйка. Начинают яблони плодоносить уже в августе и до самой глубокой осени падают на землю некрупные, плотные, сочные, с красным бочком яблоки. Сорт их неизвестен, растут себе и растут, кто посадил их даже сама хозяйка не знает, говорит еще девчонкой она собирала эти яблоки, и деревья уже были старыми.
И сейчас она собирает яблоки, и каждый день печёт яблоки. То что не испекла, перебирает, целые складывает в погреб или разносит соседям. Битые отдает курицам. Погреб у неё добротный, еще отец её строил, рассказывала она, жили они богато, урожая было много, да еще скотина всякая, так что погреб был всегда полон.
Она мне показывала погреб, спускаешься по ступеням в низ метра на два, открываешь дверь и ты в большом подземном строении, там прохладно и сухо, и яблочки там хранятся отлично, немного может сморщатся к весне, но вкуса не потеряют.
В какое время года ты бы не зашёл в гости к старушке, в доме пахнет яблоками. Мы иногда в станице проведываем её, она немного вяжет носки и мы их покупаем. На столе, на кухне обязательно лежат эти печёные яблочки в тарелочке, прикрытые полотенчиком. Потихонечку пыхтит чайник на плите, тикают часы. Старушка похожа на мышку, которая тащит яблочки в свой дом, вырезает серединку, добавляет сахар и корицу, зажигает скрученную газету, это газетой поджигает газ в духовке. Потом сядет на табуретку и смотрит как пекутся яблоки. Наступила зима, я не знаю, как она там сейчас живёт, знаю есть соседи, тоже в возрасте, помогают ей если нужна помощь, беспокоятся если она не вышла вечером на лавочку возле дома.
Лавочка возле дома, это своеобразный отчет, смотрите соседи я еще здесь с вами, еще выхожу на улицу.
Вот и сейчас пишу и чувствую запах печеных яблок, чувствую тишину и покой её дома. Думается мне от чего такая судьба человеческая, что остается тебе на склоне лет только одно, печь яблоки. А может это и хорошо, прожил достойно и долго, доживая свой век и пеки яблоки. Это можно только узнать дожив до её почтённых лет.