МАТЬ ОЛЕНИХА
Приветствую всех, кто решил заглянуть в мой блог.
Этот пост расскажет Вам о сюжете моей новой работы – яйце с изображением небесных оленей, подземного мира с драконом, который вечером глотает солнце и прячет под землёй, а утром выпускает его и, таким образом, день сменяет ночь.
Вдохновили меня древние легенды и мифы, о которых попытаюсь сейчас рассказать.
Представления о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса.
Почему же олени на яичке парят в воздухе, такого не бывает? – скажете Вы. Бывает! - в легендах, мифах и сказках.
Важнейшее созвездие нашего северного полушария – Большая Медведица – на русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым». В XV в. Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: «Лось стоит головой на восток». У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой». У эвенков созвездие Большой Медведицы называется «Лосихой Хэглэн», а Малой Медведицы – «Теленком Хэглэн».
Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в сказаниях о небесной охоте. Поэтому нас не должна удивлять прослеживаемая на славянском материале замена двух звездных лосей двумя звездными медведицами.
Задолго до того, как Санта Клаус стал управлять колесницей летающих коней в канун Рождества, это была Олениха, которая тянула за собой сани богини солнца в зимнее солнцестояние. Сегодня это её образ украшает рождественские открытки и декорации Йоля, а не оленя Рудольфа. Потому что, в отличие от оленей-самцов, которые сбрасывают свои рога после гона, более сильная и крупная лань сохраняет свои рога и зимой. И именно она зимой ведёт свои стада.
Белый бородатый мужчина, которого зовут Father Christmas, т. е. "Отец Рождества", появился после того, как мы "христианизировали" древние языческие традиции. И поэтому сегодня мы больше не помним «Мать Олениху», которая когда-то пролетала сквозь самую длинную и самую тёмную ночь зимы с живительным светом солнца в рогах.
С самого раннего неолита, когда земля была намного холоднее, чем теперь, и олени были более широко распространены, северные люди почитали самку северного оленя. Она была «животворящей матерью», ведущей за собой стада, от которых они зависели, и, чтобы выжить, и они следовали за оленями, получая от них молоко, еду, одежду и укрытие. По всем северным землям эпохи неолита, от Британских островов и Скандинавии, через всю Сибирь вплоть до Берингова пролива, она была почитаемой духовной фигурой, связанной с плодовитостью, материнством и возрождением жизни (тема зимнего солнцестояния). Её рога украшали святыни и алтари, были похоронены в церемониальных могилах и носились как шаманские головные уборы. Ее образ был выгравирован в стоячих камнях (менгирах), вплетён в церемониальные ткани и одежду торжественных облачений, выгравирован в ювелирных изделиях, нарисован на барабанах и татуирован на коже.
Top right to left: Siberian Deer Tattoo 2nd century BCE., Shamanic Headdress found in Düsseldorf Burial, Scythian Deer figurine, Mesolithic Burial of two women in France, Scythian Rod, Iron Age
Но она редко изображалась просто стоящей на земле. Олениху часто показывали прыгающей или летящей по воздуху, с шеей и ногами вытянутыми вперёд и назад. Её рога часто изображались как дерево жизни, несущее птиц, солнце, луну и звёзды. И по всему Северу именно «Мать Олениха» вылетала из тьмы старого года, чтобы принести свет и жизнь всему новому.
Для саамов, коренных народов северных стран, Байве - это имя богини Солнца, связанной с материнством, плодовитостью растений и оленей. Байве часто показывали в сопровождении её дочери в обрамлении оленьих рогов, и вместе они возвращали земле её зелёную растительность и плодородие.
Другой легендой северных стран, связанной с солнцестоянием, было возвращение Сауле, литовской и латышской богини солнца. Она летала по небесам в санях, несомых рогатым северным оленем, и бросала камешки янтаря (символизирующего солнце) в дымоходы.
Мне эта легенда напомнила сказ П. Бажова «Серебряное копытце».
Книга Мэри Б. Келли «Богиня вышивки Восточной Европы» исследует изображения рогатой «Матери Оленихе» в традиционных вышивках женщин. Образ богини Рожаницы часто вышивается с рогами.
Ceremonial Embroidery of Rohanitsa, Image Source from Mary B. Kelly
В сибирских легендах олень каждую зиму летал по небу после приёма галлюциногенных грибов Amanita Muscaria, мухомора с семью белыми пятнами. Шаманы присоединялись к ним в своих мистических полётах. Совершив восхождение на дерево жизни в рогах «Матери Оленихи», они оттуда летели, словно птицы, в царства "верхнего мира". Это к разговору о "дикой ночи".
В то время как многие исторические исследования языческих истоков Рождества наблюдают связь между нарядом Санта и красным-белым шаманом-"мухомором", мало кто упоминает, что это были шаманки, которые первоначально носили красно-белые костюмы, подшитые мехом, с рогатыми головными уборами, сделанными из валяного войлока и окрашенными в красный цвет. Торжественная одежда, которую носили ведьмы из Сибири и Лапландии, была зелёной и белой с красной остроконечной шапкой, скрученными сапогами, оленьими рукавицами, меховой подкладкой и отделкой. Звучит знакомо? Скорее всего, это их зимнее празднование в честь Матери Оленихи стало источником рассказов о летающих рогатых оленях, которые взлетают в небо в самую длинную ночь года.
Horned Kichko, ancient russian shaman females sacred hat.
Учитывая, что большинство шаманов были изначально женщины, вполне вероятно, что их традиционная одежда является истинным источником костюма Санта. И очень вероятно, что они первыми предпринимали шаманские полёты с оленем в самую тёмную ночь зимы. И хотя эти женщины в значительной степени забыты сегодня, «Мать Олениха» всё ещё живёт в наших рождественских открытках, сезонных украшениях и сказках о полёте северных оленей Санта. И хотя мы не можем её распознать, я считаю, что какая-то глубокая, архаическая часть нашего сознания до сих пор помнит оригинальное «Рождество Матери», которое принесло миру свет и новую жизнь.
А.Ф. Анисимов анализирует интересный нганасанский миф: шаман, прежде, чем получить свою колдовскую силу, должен обойти «дороги всех миров вселенной». Он побывал в подземном мире, был у девяти озёр, где растёт дерево жизни, и, наконец, оказался в небесном чуме, где вместо очага горело солнце. Там он увидел двух беременных хозяек мира, матерей – жизнедательниц, «двух нагих женщин, подобных оленям: покрытых шерстью, с ветвистыми оленьими рогами на голове». Хозяйки мира, полуженщины, полуоленихи, народили оленят и людей.
Археологами были обнаружены шаманские украшения, так называемые «шаманские бляшки», изображающие легенду о полёте шамана. Бляшки, изображающие падение с неба эмбрионов оленей-лосей (представленных только головами), синхронны легенде.
Другая сторона моего яйца – олениха, с солнцем в рогах, сама становится солнцем, сверкающим на небе.
Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа – гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море.
Самыми распространенными сюжетами пермско-печорских шаманских «образков» является ящер.
Шаман, путешествующий по всем ярусам Вселенной в поисках колдовской силы, опускается в нижний мир с его реками и болотами. В полном соответствии с этим на всех бляшках со сложной композицией обязательно присутствует в нижней части четко изображенный ящер. Владыка подземно-подводного мира – ящер, заглатывающий каждый вечер солнце и уводящий его в подземные пространства, хорошо известен в фольклоре многих народов. То обстоятельство, что ящер, как правило, повернут головой вправо, позволяет нам определить ориентировку всей композиции: развернутая пасть подземного чудовища должна поглотить солнце, склонившееся к западу. Следовательно, ящер стоит хвостом к востоку, а мордой к западу; тогда центральная часть) композиции оказывается обращенной на полдень, на юг, как ориентировались все старинные карты. Древний человек, очевидно, ощущал лик Вселенной, обратясь сам лицом к югу, к полуденному солнцу в зените, и тогда запад был у него по правую руку, восток – по левую, а север находился за спиной.
«Западная», правая, морда ящера как бы заглатывает солнце и его пасть открыта. Левая, «восточная», морда чудовища показана с закрытой пастью – ящер уже выпустил солнце.
В моей работе Вы можете так же увидеть подземный мир ящера.
Средний мир в моей работе вполне узнаваем, это земля, покрытая снегом, и жилища людей.
В связи с этим сюжетом мне вспоминается детский стишок К. Чуковского «Краденое солнце».
Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин «волшебная сказка» новый, но в нем заключен глубокий языческий смысл – ведь «волшебник» – это жрец, волхв, занимающийся «волхованием» – гаданием и заклинанием добра и зла.
Жрецы-кудесники, волхвы были, по всей вероятности, сказителями далеких мифов.
Постепенно мифологический элемент впитался в сказки, создавая новый жанр волшебной сказки.
Итак, в день зимнего солнцестояния вспомните на минутку забытую «Мать Олениху» и её волшебных северных оленей. Посмотрите из своего тёплого уютного дома на холод тёмной ночи, изображённой на одной стороне моего яичка. И в эту святую ночь, когда солнце возрождается, вы может увидите её летящей по звёздному небу, несущую дерево жизни в своих рогах.
Рассказали легенды, мифы, предания и сказки, подсказали сюжет для моей работы достойные учёные:
1.Б.Рыбаков «Язычество древних славян»
2.Danielle Prohom Olson «Мать Олениха»