Уроженец Швейцарии придворный ювелир Жереми Позье, заслуженно считается одним из лучших мастеров золотых дел России и Европы. Это не удивительно, ведь именно приезжие мастера из других стран, без преувеличения, стали символами ювелирного искусства царской России.
Нелегкий путь к признанию
Из мемуаров Жереми известно, что он будучи 13-ти летним пареньком пешком пришел в Россию со своим отцом из самого сердца Швейцарии в поисках лучшей доли. Путь занял 1,5 года. По дороге он навсегда потерял младшего брата, которого отец вынуждено продал в помощники кузнецу, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В России их скитания продолжились, но не за долго до своей кончины отцу удалось устроить сына в ювелирное ателье к французу Бенуа Граверо, где Позье младший провел долгих 7 лет, скрупулёзно изучая искусство огранки камней. Это тот случай, когда ученик превзошел учителя. На дар молодого ювелира обратила внимание сама Анна Иоанновна.
Вскоре он уже учредил свою мастерскую, стал придворным ювелиром и главным мастером бриллиантов при императрице. Заслуженный успех В течение следующих 35 лет Жереми обслуживал двор, в бессчетном количестве, изготавливая множество невероятных украшений для представителей высшего света: усыпанные бриллиантами табакерки, броши, диадемы, и др. Его ноу-хау - подкладывание разноцветной фольги под драгоценные камни и просто стеклянные пустышки, перемежая их в изделии так искусно, что ни один самый строгий критик не смог бы определить разницу. Это существенно снижало цену изделий, и поток аристократов был просто нескончаемым. Говорят, сам Петр III, любивший сэкономить, не брезговал пользоваться маленьким подвохом.
Наивысшего успеха Позье достиг во времена правления Елизаветы Петровны. По ее приказу все старые царские украшения были разобраны и из них отлиты новые. Венец творения мастера В середине 1750-х ювелир изготовил для императрицы знаменитый сапфировый сет с эгретом, серьгами-каскадами и бриллиантовую пряжку-аграф для горностаевой мантии в виде банта с россыпью бриллиантов. В Эрмитаже можно полюбоваться на искусные цветочные броши Елизаветы из бриллиантов, драгоценных камней. Мастер не просто составил букеты из самоцветов, но сделал для каждого маленькую хрустальную вазу и рассадил по листьям насекомых.
После смерти Елизаветы Позье стал близок к императору Петру III, получив должность бригадира ювелиров императорского дома, а вместе с новой должностью - запрет на оказание ювелирных услуг его супруге Екатерине II. Тем не менее у них с императрицей установились доверительные отношения. После переворота и смерти Петра III она оплатила все украшения, которые Жереми изготовил для ее мужа, в долг. Но главным его произведением по праву считается корона для Екатерины II, украшенная 4936 - ю бриллиантами, 75-ю жемчужинами и красной шпинелью весом около 400 карат.
Екатерина по примеру Елизаветы собрала все драгоценности, вышедшие из моды, наказала их разломать и из годных деталей и камней создать "самую богатейшую вещь, которая только имеется в Европе" - большую императорскую корону. На работу отвела всего 2 месяца. Именно эта корона была на Екатерине II, когда она взошла на престол в 1762 году.
За свою жизнь Позье создал множество украшений для русской императорской семьи и царского двора. Но русские аристократы не торопились платить за уникальные вещи, созданные руками Позье. Тяжкий труд, вредное производство и постоянная нервотрепка с невозможностью получить заслуженный гонорар в конец измотали именитого ювелира. Получив разрешение Екатерины Второй, он уехал на родину подлечиться и больше никогда не возвращался в Россию, прожив последние 15 лет жизни в родной Швейцарии. За эти годы он не создал ни одного ювелирного украшения.
Тем не менее талант и умение выполнить уникальные изделия сделали его одним из самых востребованных ювелиров своего времени. А великолепие, созданное его руками, продолжает восхищать и вдохновлять многие поколения ценителей и простых людей.