Кокошники, косники, свадебные венцы и другие русские народные украшения переживают новый виток популярности: сегодня аксессуары можно встретить в коллекциях главных мировых модельеров, в творческих съёмках и даже просто на улицах.
Татьяна, создательница бренда Drawzdova, увлеклась шитьём и вышивкой ещё в 2008 году. Сейчас значительную часть коллекции бренда составляют украшения, созданные в традиционной технике «сажение по бели».
Можно ли научиться вышивать в этой технике самостоятельно, сложно ли повторить оригинальный узор и как привить интерес к традиционной культуре через одежду и аксессуары? Эти и другие вопросы мы задали Татьяне.
— Татьяна, здравствуйте! Расскажите о себе: откуда вы? Кто вы по профессии?
Здравствуйте! Я родилась и живу в Симферополе. Закончила географический факультет, потом получила второе образование в сфере культуры и работаю в культуре уже более 10 лет. Это основная моя работа.
В свободное время я фотографирую, занимаюсь иллюстрацией, шью и вышиваю. У меня есть творческий канал на Youtube, где я это всё освещаю.
Татьяна, фото из личного архива
— С чего началась история бренда Drawzdova? Как вы пришли к созданию украшений и одежды?
Шить я начала в 2008 году, я самоучка. К шитью меня подтолкнула Индия. Да, в прямом смысле этого слова. Я привезла сари из очередного путешествия по Индии и подумала: «Было бы неплохо уметь шить и сделать себе из сари эксклюзивную вещь».
Татьяна, фото из личного архива
И потом пошло-поехало: швейные курсы и много практики. Так как меня очень сильно увлекала Индия и ее культура (до недавнего времени я преподавала индийский классический танец стиля Бхаратанатьям), я старалась привносить это в одежду, которую шила: использовала какие-то элементы, делала набойку на ткани деревянными штампами каламкари… пока в 2021 году меня не осенило: насколько бы сильно мне не нравилась культура Индии, эта любовь всё равно никогда не сделает меня индианкой и нести свой культурный код — это самая гармоничная история.
С этого момента я начинаю изучать древнерусское шитьё. Я изучаю вышивку в технике «сажение по бели», начинаю вышивать золотными нитями. Теперь я уже не просто шью одежду, я создаю украшения и аксессуары по старинным русским технологиям. Иногда украшаю одежду вышивкой из мулине.
Фото из личного архива Татьяны
Фото из личного архива Татьяны
Фото из личного архива Татьяны
— В каталоге вашего магазина можно найти изделия, созданные по мотивам русских народных украшений: есть и косник, и свадебный венец и даже бархатные поручи. Расскажите, как вы начали увлекаться традиционной культурой? Это пошло из детства или на вас кто-то повлиял?
Сейчас я уже понимаю, что это идёт из детства, но понимание пришло только недавно. Оглядываясь в детство, я вспоминаю, что мне прививали православную культуру.
Моя бабушка по линии мамы жила в Курской области, местечко Свобода, она же Коренная пустынь. Я часто проводила там летние каникулы. Там расположен известный мужской монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, а также на границе сёл Свобода и Долгое находится небольшая церковь Иоакима и Анны, где моя бабушка пела в хоре.
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, фото из личного архива Татьяны
Меня ребёнком она брала часто с собой на службы. Сейчас для меня это место очень родное, я просто отдыхаю там душой. С этим местом связаны самые тёплые воспоминания. Я думаю еще тогда было заложено это зерно любви к своей культуре.
Фото из личного архива Татьяны
— Расскажите, что больше всего вдохновляет вас в русской культуре?
Вообще вдохновляет разнообразие культуры, её духовность. Но больше всего мне нравятся русские волшебные сказки, сказочные герои, волшебство и мистика. Тут невозможно не упомянуть прекрасные иллюстрации Ивана Билибина к этим сказкам.
— В создании украшений вы используйте технику вышивки «сажение по бели». Расскажите, как вышивать в этой технике?
Сажение по бели — это старинная русская техника вышивки. Как правило, жемчуг, перламутр или бисер нашивается не на ткань, а на настил, выполненный из бели (хлопковый или льняной шнур). Жемчуг, перламутр или бисер «сажают» на бель.
В этой технике можно сделать как самостоятельное украшение, так элементы декора на одежде. Изначально вышивка украшала элементы церковного облачения (митра, епитрахиль или поручи) и оклады икон, а потом уже перешла и в повседневную жизнь.
— Как вы научились вышивать в этой технике? И можно ли освоить её начинающим вышивальщицам самостоятельно?
Я получила основы на обучающем курсе, и до сих пор я учусь и нарабатываю практику. Можно изучить основы самостоятельно, материалов в открытом доступе очень много. Но он не структурирован, эти знания нужно собирать по крупицам. Мне было проще купить обучение, где мастер чётко и структурировано давал материал с нуля.
Поэтому, если есть желание, всему можно научиться в любом возрасте и с любым уровнем подготовки.
— Каким должен быть стартовый набор, чтобы начать вышивать по бели?
Для сажения по бели понадобятся материалы (из которых непосредственно выполняется вышивка) и инструменты для создания вышивки. Материалы могут меняться в зависимости от наших предпочтений, но это всегда:
бель
лён (ткань основы вышивки)
пришивной материал (бисер, жемчуг или перламутр)
стразы, камни или дробницы
золотный шнур
материал для подклада, если нужно (хлопок, шёлк)
швейные нити
дополнительные материалы: канитель, блёстки
Фото из личного архива Татьяны
Инструменты, которые необходимы в работе:
пяла профессиональные (или просто подрамник)
иглы для бисера, иглы обычные
ножницы
струбцины (чтобы закрепить пялы или подрамник на столе)
линейка или сантиметр
В основном материалы заказываю на Ярмарке Мастеров: жемчуг, перламутр, камни, шёлк, лён, хлопок. Здесь выбор больше, чем в магазинах моего города. Даже свои пялы для вышивки заказывала на Ярмарке. А вот мелкие материалы и инструменты беру на маркетплейсах или в швейных магазинах города: блёстки, иглы, нити, подрамники и т.д.
Любое изделие начинается с идеи и эскиза, если это не музейный образец, а что-то своё. Я всегда начинаю с зарисовок и поиска идей. В своем воображении я уже вижу готовое изделие, но никогда не знаю какой получится результат в итоге.
После эскиза, готовлю материалы и приступаю к работе. В процессе, кстати, могу что-то менять. Если это изделие по мотивам музейного образца, то до начала вышивки можно сделать тестовые образцы некоторых элементов.
— Многие ваши изделия созданы по мотивам оригинальных украшений. Например, венец — по мотивам свадебного венца Архангельской губернии XIX века. А косник вдохновлён оригиналом из коллекции Натальи Шабельской. Как вы знакомитесь с оригиналами: ходите в музеи, изучаете литературу?
У меня очень много книг по русской народной одежде, украшениям и головным уборам. Смотрю все музейные образцы там. У меня есть список музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля к посещению, но пока изучаю по электронным каталогам и книгам. Но когда-нибудь обязательно доеду до музеев.
А вот оригинал косника «Орлы» думаю увидеть вживую будет очень сложно, ибо он хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
— Сложно ли повторить оригинальный узор? Нужно ли для этого иметь художественное образование?
Как раз книги в этом плане очень спасают, потому что там есть фотографии общего вида изделия и бывают крупные планы элементов, где удобно рассмотреть узор.
Повторить узор можно благодаря людям, которые сохраняют эти произведения искусства в музеях и берегут их. У нас есть прекрасная возможность, даже не выходя из дома, посмотреть на эти украшения. Чтобы разгадать узор, художественного образования иметь не нужно (хотя оно никогда не помешает), но вот основы техники знать надо.
— Сколько времени уходит на создание одного изделия? Например, как долго вы создавали этот великолепный свадебный венец?
Всегда по-разному. Так как я нахожусь бóльшую часть своего времени на основной работе, вышивкой я занимаюсь по вечерам или на выходных, поэтому создание какого-либо изделия у меня занимает очень много времени. Венец я вышивала 6 месяцев. Но это не каждый день: по возможности и настроению. Его можно вышить и за месяц, но я не представляю как. Я не вышиваю больше двух часов подряд: во-первых, устают глаза, спина и шея, а во-вторых мне нужна постоянная смена деятельности от монотонной работы.
— Часто вы не просто фотографируйте готовые украшения на нейтральном фоне, а создаёте целый креативный lookbook. Например, на тех фотографиях венца на морском побережье. Расскажите про эту съемку: откуда пришла идея?
Да, по возможности я всегда стараюсь провести творческую съёмку. Мне кажется, это даже интереснее для покупателя: видеть какую-то историю и красивую картинку.
Идея съёмки венца у меня родилась еще задолго до того, как он был готов. Хотелось сделать такой оммаж на образ Царевны-Лебедь. Венец, ожерелок и платье на модели — это всё сделала я. И я же выступала в качестве фотографа. Когда идея съёмки и образ были готовы, я создала мудборд, с помощью которого наглядно объяснила модели, визажисту и мастеру по косам своё видение. Они согласились принять участие в съёмке — команда собрана. Далее идет организация самого съёмочного процесса.
Локацию я видела сразу: это солёное озеро Сасык-Сиваш (Розовое озеро). Летом в жаркую погоду оно приобретает розовый цвет за счет микроорганизмов, которые живут в воде. Поверхность озера обычно прозрачная и зеркальная, но за два дня до съёмки в Крыму шли дожди, и за счет этого вода была стала мутной, не было этого эффекта зеркальной поверхности. Я была очень расстроена, но в итоге съёмку все равно провели, результат всем понравился и только я знаю, как должно было быть на самом деле. Ну, теперь и вы знаете.
— Есть ли у вас команда?
Команда у меня есть в плане проведения творческих съёмок: это профессиональный визажист Анастасия Матрёшка, которая всегда поддерживает мои творческие идеи, и мой муж Алексей, который иногда выступает ассистентом фотографа или водителем. В плане создания украшений и пошива одежды у меня команды нет, делаю всё сама.
— Сейчас в вашем бренде есть товары, вдохновлённые не только русской культурой, но и тематикой Средневековья, древнеримской эстетикой. Как можно описать концепцию вашего бренда?
Честно, я даже не знаю. Мне нравится изучать историю костюма и моды, меня это очень вдохновляет, поэтому у меня можно проследить и древнеримские нотки в одежде, и средневековые, и индийские. Меня вдохновляет народная культура всего мира. Несмотря на то, что я несу свой культурный код, я стараюсь себя не ограничивать в изучении мировой культуры. Даже своя родная культура изучается в контексте интеграции с культурами других народов.
— Как вы думаете, возможно ли через аксессуары и одежду прививать интерес к традиционной культуре?
Хочется прививать любовь к родной культуре и показать разнообразие всего, что мы имеем. Так же воспитать уважение к культуре других народов. Мне очень хочется, чтобы люди не ограничивали свой кругозор, а наоборот изучали не только свою культуру, но и традиции и обычаи других народов.
Несомненно, прививать интерес к традиционным культурам можно через одежу и аксессуары, через стилизацию и переосмысление традиционной одежды, так, чтобы это выглядело современно согласно нашему времени. И меня очень радует тот факт, что многие мастера и дизайнеры делают это сейчас: используя традиционные технологии, винтажные материалы они создают совершенно новые формы и фасоны.
— А что вы знаете про ваших покупателей? Кто эти люди: коллекционеры, модели, историки культуры?
Ручная вышивка очень трудоёмкий и время затратный процесс, поэтому она стоит немалых денег. Такие изделия приравниваются к предметам роскоши. Я думаю, люди, которые покупают такие изделия, в первую очень понимают ценность ручной работы.
— Расскажите о ваших планах на ближайшее время
Планов и идей очень много, а вот времени на их реализацию никогда не будет хватать. Одно я знаю точно: когда приходит идея, то её нужно срочно доводить до конца, потому что есть вероятность того, что идея останется идеей. Ну, а сейчас в процессе у меня кокошник. Это не вышивка, это шитьё. Настоящий кокошник, который закрывает всю голову. Есть также идеи по созданию небольшой коллекции украшений в технике сажение по бели, вдохновлённой Чёрным морем и вообще морской тематикой.