Хотите совершить путешествие во времени, которое перенесет вас в заповедный край, хранящий память о культуре канувших в вечность Греко-Бактрийского и Кушанского царств; языческих обрядах огнепоклонников и шаманских культах?
Здесь, через Железные Ворота в узком горном ущелье тысячелетиями передвигались торговые караваны. Этим путем шли армии Александра Македонского, Чингисхана, Амира Тимура.
Во всем мире известна пещера Тешик-Таш, где были найдены останки неандертальцев. Рядом в горах Кугитанга, можно было увидеть наскальные рисунки “магической охоты на быков” эпохи мезолита. Все это - БАЙСУН.
Всего два часа езды от Термеза (центра Сурхандарьинской области Узбекистана) в сторону гор Байсунтога и попадаешь в совершенно иной мир, где многовековой уклад жизни и отношения между людьми сохранились почти в первозданном состоянии.
Названия поселений: Рабат, Дербенд, Паданг, Кофирун - звучат как волшебная музыка, обещая путешествия в сказку.
Для этнографов Байсун – лакомый кусочек, так как быт жителей города своеобразен и является богатым источником материала для всяческих исследований. Национальное декоративно-прикладное искусство здесь является неизменным атрибутом быта, начиная с необычных узоров «Сюзане» вышитых на коврах и одежде, и заканчивая уникальной керамической посудой.
Одно из сильных впечатлений при знакомстве с народной культурой Байсуна производит вышивка. Издревле в состав приданого девушки входили различные виды вышивок, которые украшали комнату молодоженов. Это крупные декоративные панно – сюзане, покрывала для одеял, сложенных на сундуках, – борпуши, такьяпуши или чойшабы, фризовые полосы, проходящие вдоль стены под потолком, – дорпеч, кирпеч и зардеворы, покрывала на сандал – сандалипуш, для завертывания одеял – бугджома, вышивавшиеся частично – только видимый треугольник. Вышивкой украшались и другие предметы, – от сакральных молитвенных ковриков джойнамаз, различных полотенец и мужских поясных платков до мелких бытовых предметов – мешочков для чая (чой-халта), для зеркальца (ойна-халта) и др. Все вещи имели свой орнаментальный мотив. В орнаментике вышивки Байсуна, как и других районов Узбекистана, преобладает растительный и геометрический узор с редким вкраплением стилизованных изображений птиц и животных.
Новое проникало в Байсун с большим трудом, проходило через многовековой фильтр народной интуиции и вкуса, поэтому обнаружение в Байсуне огромных сюзане с изображением возлежащих черноволосых белолицых красавиц, обнимавших грациозных оленей, является уникальным фактом, нигде в научной литературе не упоминавшимся. Между тем этот сюжет вышивается здесь на протяжении 50 лет.
Этот сюжет проник в Байсун еще в 1950-е гг., когда сюда переехали две семьи из Осетии. В их доме хранились ковры, на которых был изображен этот сюжет. Олени с возлежащими дамами на бархатистых настенных коврах, копилки в виде кошек, широко распространенные в 1950-е гг. в быту только что восставшего из пепелищ войны народа, стал неким символом возрождающейся жизни. Вскоре он был осужден критикой как проявление мещанского вкуса и дешевого китча. Такими эти подделки воспринимаются и сегодня. Однако сюжет “байсунские олени” стал неотъемлемой частью народной культуры края, своеобразным символом ее художественной лексики. Распространение его отчасти можно объяснить широкой популярностью образа оленя-кийика в местных представлениях. Это животное – символ красоты и грации, имел, вероятно, и охранительные функции – его изображения часто встречаются в орнаментике широко – распространенных в быту байсунцев жестяных сундуков.