Как ведь оно обычно бывает? Живешь потихоньку рядом с сокровищами и не ведаешь, не пользуешься.
Село Рябово, родовое гнездо семьи Васнецовых, находится почти в двухстах километрах от Вятки. Путь не близкий. И потому из города ездят сюда только школьные группы. Мой муж - худо;ник и с Ольгой Алексеевной Васнецовой знаком заочно. Рябово проводит рябовский пленэр, слет художников со всей страны. Но мы так ни разу и не побывали тут. Что ж, решаемся , едем. Навигатор плутает среди бескрайних полей. Любопытно, думаем мы, стоит ли пункт назначения наших страданий на плохой дороге?
Почти три часа пути. Великолепные виды за окном. Тут комбайный убирают рожь. Там готовят пашню под озимь.
Мы то поднимаемся на вершину Вятского Увала, то спускаемся с него. Перепад высот приличный.
Уставшие, въезжаем в село. Местная крестьянка показывает нам дорогу к усадьбе. Едем.
Музейный комплекс довольно большой, говорят, здесь все преобразилось, когда усадьбу передали в ведение Вятского краеведческого музея.
Сперва идем к усадьбе дъякона.
Дом по самые окна ушел в землю, в запустении. Что ж, идем к дому-музею. Заходим за ограду, входим в дом. Воздух потрясающий, трехсотлетние липы, березы...
В музее понимаем, что в этой глуши мы сегодня не одни. Группа туристов из Москвы преодолела непростой путь, чтобы побывать в этом чудесном месте.
Отец Виктора и Апполинария Васнецовых Михаил был священником в местной Предтеченской церкви (разрушена до тла в советские годы). Потому дом крепкий, не крестьянская изба, с мезонином. Сохранился великолепно до наших дней, потому что в советское время здесь была сельская школа. И моя мама, которая работала по распределению после института учителем в соседнем селе (15 км. от Рябово) водила сюда пешком, лесами, детей. Алексей Васнецов тогда (в семидесятые годы прошлого века) работал здесь сельским учителем и проводил экскурсии для всех желающих. Даже тогда, когда власть всячески пыталась скрыть факт, что два великих художника происходили из священнической семьи.
Директор музея, милая молодая девушка из Вятки, ведет нас на второй этаж, в детскую, где шесть братьев жили вместе. В тесноте, да не в обиде)).
Семейная икона воскресения Христова с уральскими самоцветами.
Мужу понравилась детская лавка с перекидной спинкой. Лавку можно, не разворачивая, придвинуть к стене и перекинуть спинку. И вуаля - детский манежик.
На столе - определитель минералов)).
И целый цикл сельских зарисовок.
Маленькая дверка ведет на чердак - что там? Мы так и не узнали).
Спускаемся вниз.
Девчонок поразили миниатюрные пейзажики на маааленьких стеклышках (?), в микроскоп все детали очень хорошо видны. Ювелирная работа!
Молельный угол отца семейства.
Его облачение (фелонь). Я внимательно рассматриваю простецкую вышивку).
Ох, как мужа заинтересовал сборник Песен Северо-Восточной России, в том числе Вятской губернии. Даже в нашей Герценке нет экземпляра. Ну, может быть, удастся еще взглянуть хоть одним глазочком (мы оба поем).
Экскурсовод Юля демонстирирует нам простое устройство прекрасного обеденного стола (муж и столяркой увлекается, так что эти моменты он внимательно снимал)).
Родовое древо семейства. составленное Ольгой Алексеевной Васнецовой (преподавателем МГУ). Но о ней - чуть позже.
Выходим в бабий угол. Смотрим с дочками, насколько удобно было в печи лисичке, которая хотела зажарить Жихарку)). Места предостаточно.
Пока я читаю историю музея в датах, муж разговариваетс с работниками о нелегкой судьбе филиала, отстутствии инфраструктуры и поддержке губернатора Белых.
Выходим на улицу, в планах прогулка по усадьбе и тропе сказок. К слову, весь усадебный комплекс был полностью разрушен, как и Предтеченский храм (кому что мешало?). То, что есть сейчас - вроде реконструкции, но с очень вольной трактовкой. Ольга Алексеевна Васнецова недовольна).
Из усадебного устройства покажу только трехсотлетнюю липу, все остальное - новоделы)).
Это то, что сейчас стоит на месте разрушенного Предтеченского храма. Регулярных служб нет. Престол не освящен.
Для тех, кто не утомился - прогулка по сказочной тропе. Скульптуры персонажей картин В.М. Васнецова. Для детей достаточно увлекательная прогулка, потому что персонажи появляются внезапно. Тропа проложена за селом, вдоль маленькой речки Рябовки, и заканчивается у пруда ( помним знаменитую Аленушку и братца Иванушку).За первым же поворотом - Сирин и Алконост. Девчонки шалят: разворачивают стрелы-указатели то к болоту, то в реку. Наигравшись, оставляют все, как было, и бегут вперед.
Виды настолько великолепные, что совершенно любой можно увековечить в живописном пейзаже.
Рядом с козленочком. почти у самой воды, гнездо шершней.
Что за камень и что за ленточки - мы так и не поняли. Вероятно, здесь было языческое капище. А спросить Ольгу Алексеевну потом мы забыли.
Что ж, весьма уставшие, но очень довольные, идем к дому Ольги Алексеевны Васнецовой, ибо приглашены на чай).
Традиция: всякий, испившй чаю с медом за этим столом, должен оставить свою подпись на рулоне обоев. Мы уже в самом конце свертка).
А дальше Ольга Алексеевна вспоминает, что у нее есть рамка с медом, приносит ее и начинает разделывать).
Мы провели в Рябово целый день. Очень уставшими сели в машину и отправились домой. в Вятку, увозя из дивного Рябово не только кусочек сот с медом (подарок Ольги Алексеевны), но и прекрасные впечатления, удивительный мир и спокойствие. В дороге мы не включали музыку. ехали в тишине, изредка прерывая ее для воспоминаний или обсуждения.
Благодарю всех заглянувших за внимание. Надеюсь, я не очень утомила вас своим рассказом и обилием фотографий.
Анастасия.