Продолжаем нашу прогулку по улице Свердлова
Начало
ул.Свердлова, 12. Дом Д.А.Колодкина, первая четверть XIX века.
Характерный для рядовой классицистической застройки центральной части Костромы двухэтажный кирпичный дом возведен между 1817 и 1819 годами купцом Д.А.Колодкиным. Первоначально имел мезонин. В 1828 году здание числится за братом первого хозяина Василием (в его владении значится до 1842 года). Здание после пожара 1847 года перестраивалось: по-видимому, именно тогда исчез мезонин. С 1868 по 1918 - домом владел купец А.А.Ботников.
В 1970 году здание значительно распространено в сторону двора.
ул.Свердлова, 11. Усадьба И.А.Красильникова, XIX век.
Усадебный комплекс является примером жилой архитектуры Костромы периода классицизма. Первый владелец усадьбы – мещанин (впоследствии купец) И.А.Красильников, при котором к 1817 году был возведен большой каменный главный дом "в 20 покоев" и двое ворот по сторонам от него. За домом располагались деревянный флигель и надворные постройки.
Главный дом - трехэтажное кирпичное здание в формах позднего классицизма с изысканным лепным декором. Декоративность фасадной композиции усилена окраской здания в два цвета с выделением деталей побелкой.
Двое ворот, идентичных по формам, по бокам от главного дома – образец архитектуры малых форм эпохи классицизма. Они представляют собой фланкирующие проезд прямоугольные в сечении пилоны, прорезанные прямоугольными калитками и увенчанные парой грифонов по сторонам небольшого треугольного фронтончика.
К сожалению, первоначальная лепнина практически не сохранилась и продолжает разрушаться.
В годы первой мировой войны здесь размещалась губернская продовольственная управа, возглавляемая видным местным общественным деятелем Б.Л.Петерсоном. На моей памяти здесь располагалась женская консультация, после ремонта - поликлиника.
Флигели усадьбы Красильникова И. А.
ул.Свердлова, 13. Дом Ножевщикова, первая треть и вторая половина XIX века.
Пример рядового жилого дома в застройке Костромы периода классицизма первой трети XIX века, перестроенного в духе эклектики с сохранением прежних традиций. Одноэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с полуподвалом и мезонином построено в 1810-х годах мещанином Г.Е.Ножевщиковым и впервые упоминается в 1817 году. В 1824 году с боковых сторон пристроены небольшие крылья. До 1868 года утрачен мезонин, во второй половине XIX века сделана пристройка со двора и изменены фасады дома.
Ещё лет 20 назад этот дом выглядел так
В каком году его переделали не помню, сегодня это совсем другое здание
ул.Свердлова, 15. Дом Мещерина, вторая половина XIX века
Небольшой полукаменный жилой дом периода эклектики с необычным фасадным убранством. Двухэтажное здание с кирпичным оштукатуренным первым этажом и деревянным, рубленным из бревен и обшитым тесом вторым возведено в 1862 году Мещериным. В последней трети XIX века принадлежало купцу П.П.Чекалову, пристроившему в 1880 году к дому парадную лестницу с застекленной верандой. Перед революцией домом владел его сын Ф.П.Чекалов, который был очень популярным в Костроме врачом-терапевтом и в первые пореволюционные годы заведовал туберкулезной больницей, открывшейся в бывших «соборных домах» по улице Чайковского.
Прямоугольный в плане объем дома с двускатной кровлей, сильно вытянутый вглубь участка, выходит на улицу торцом в четыре оси окон, завершенным фронтоном. Невысокий первый этаж с лопатками по углам и простым карнизом покрыт квадровой рустовкой с замковыми камнями над окнами с лучковой перемычкой. Верхний этаж, обшитый тесом "под руст", подчеркнуто наряден. Окна заключены в пышные наличники со сквозной объемной резьбой растительного характера, завершенные вычурными фронтонами. Аналогичен характер резного декора веранды с каннелированными пилястрами по краям и фигурной расстекловкой из цветных стекол. Во фронтоне дома помещено в общей арке двойное арочное чердачное окно с круглым проемом над ним.
ул.Свердлова, 17. Дом Даниловой, последняя четверть XIX века.
Одноэтажный деревянный дом в традициях классицизма типичен для рядовой застройки Костромы XIX века. Поднятое на кирпичном оштукатуренном цоколе здание, рубленное из бревен "в лапу" и обшитое тесом, построено Даниловой, возможно, по "образцовому проекту" в 1880 году.
Невысокий объем, завершенный вальмовой кровлей, состоит из двух частей: основной прямоугольной, вытянутой вдоль улицы, и прируба со стороны двора. Декор главного пятиоконного фасада составляют венчающий карниз с гладким фризом и скромные оконные наличники с сандриками-полочками на гладких кронштейнах, а также филенчатые ставни.
С 1916 по 1929 гг. в этом доме жил Василий Иванович Смирнов (1882–1941), краевед, долгое время работавший в Костроме, занимавшийся археологическими и этнографическими исследованиями, председатель Костромского научного общества (КНО), директор Костромского музея.
Василий Иванович успешно занимался историей, этнографией и археологией костромского края, опубликовав около ста научных трудов. Краевед был и замечательным музееведом, возглавляя после революции Костромской музей. Ему также принадлежит большой вклад в дело охраны памятников искусства и старины.
ул.Свердлова, 21. Дом Зарайского, первая четверть и вторая половина XIX века.
Характерный образец деревянного жилого дома Костромы, сооруженного в период классицизма начала XIX века и перестроенного в духе эклектики с сохранением ряда прежних форм. Одноэтажное рубленное из бревен и обшитое тесом здание с кирпичным оштукатуренным основанием возведено в 1810-х годах А.П.Зарайским и впервые упомянуто в 1819 году. Во второй половине XIX века в связи с переходом к новым владельцам Черновым был изменен декор фасадов.
Черновы, знаменитая династия волжских судовладельцев, начинали свое предприятие, когда жили в Селище, близ Костромы. Основатель дела Иван Федорович Чернов, имеющий уже 8 деревянных речных судов, решился в 1854 году устроить пароход для буксирования грузов. В 1856 году пароход был спущен на воду и наречен именем родного города - «Кострома». Но в первую же навигацию выявилось множество неисправностей и поломок, машина действовала плохо, и Чернов вынужден был поставить свой пароход на прикол.
Как раз в это время отставной полковник Дмитрий Павлович Шипов устроил в Костроме чугунно-литейный механический завод. Он услышал о бедах купца, влезшего в долги, а также о его предприимчивости и честности, и решил выручить Чернова.
Портрет Дмитрия Павловича Шипова (1804-1882), 1869, И. Эбер (литограф)
Вскоре «Кострому» подвели к самому заводу Шипова, и несколько месяцев производились исправления. Ремонт оказался настолько удачным, что уже в навигацию 1857 года пароход заработал 14 000 рублей чистой прибыли, а следующий год дал такие результаты, что Иван Федорович заказал на заводе новую машину в 60 лошадиных сил для парохода «Иван Сусанин». Уже через десять лет у Чернова было 4 парохода и 32 баржи, дело все время расширялось. Вскоре оно перешло из рук отца к его сыновьям - Гордею, Федору и Василию.
Василий стал купцом первой гильдии, он получил две золотые медали «За усердие» и почти десятилетие занимал должность костромского городского головы (1883–1892).
Чернов Василий Иванович. Купец 1-й гильдии, общественный деятель, меценат.
При нем разбит полисад вокруг памятника Михаилу Федоровичу Романову и Ивану Сусанину (1883), построены Александровская часовня (1884) и железнодорожный вокзал (1887), открыты Александровский детский приют (1887), ремесленный исправительный приют для малолетних преступников (1889) и городская телефонная станция (1890), учреждено Общество взаимного от огня страхования (1884) и вольное Пожарное общество (1891).
Федор из рискованного судоходного дела вскоре вышел. Полученную часть отцовского капитала он предпочел вложить в обычную торговлю. Со временем Федор Иванович заявил о себе и как активный общественный деятель. В 1883 году он занял кресло председателя Костромского сиротского суда. В 1890 году богатый купец-благотворитель построил ночлежный дом для неимущих костромичей (здание сохранилось на ул. 1 Мая
Гордей же стал легендой волжского судоходства. Волга была для него родным домом. С детства проводя всю навигацию на реке на отцовской расшиве, Гордей как никто изучил все волжские мели и перекаты и умел великолепно преодолевать их. Вместе с братьями он в 1850-х годах построил первый в Костроме пароход, а спустя два десятилетия владел десятком пароходов и целым караваном барж. Чернов был пионером перевозки по Волге бакинской нефти в специальных баржах и обогатился на этом. Известность ему принесли не только выдающиеся коммерческие и организаторские способности, но и скандальные пьяные загулы. Окружающие могли узнать о приближающемся загуле по веселым мелодиям, которые Гордей исполнял на скрипке. Рассказывали, что играть его выучил за два месяца ярмарочный скрипач. После каждого «отдыха» Чернов каялся, служил молебен, окроплялся святой водой и месяца два-три жил в строгости.
Костромской купец Гордей Иванович Чернов
Гордей Чернов был прототипом одного из действующих лиц повести Максима Горького «Фома Гордеев» - Игната Гордеева. Вот как описывает Горький своего героя: «...Высокий, широкоплечий, он говорил густым басом, как протодьякон; большие глаза его смотрели из-под темных бровей смело и умно; в загорелом лице, обросшем густой черной бородой, и во всей его мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».
Другой современник, писатель-газетчик В.М. Дорошевич, дает такой портрет Гордея Ивановича Чернова: «Это – Дикой из «Грозы». Он начал водоливом на барже и кончил «королем Волги». Когда его спрашивали: «Гордей, сколько у тебя баржей?», он отвечал: «Сядь на бережок да посиди часок, пробежит 10 баржей. Девять моих, десятая покедова чужая».
Неудержимая энергия, сила воли, жажда нового - вот что сделало его миллионщиком.
Он первый начал строить волжские баржи, вмещающие сотни тысяч пудов и пароходы-гиганты. Имена давал им соответствующие: «Самсон», «Геркулес», «Двухтрубный». На каждом пароходе, барже, амбаре, конторе - везде были его инициалы, огромные буквы «Г.Ч.».
Купцы-волгари дивились черновской изобретательности и находчивости. Первый на реке он переделал деревянный корпус своего парохода «Слуга покорный» на железный. И вот уже новый проект: вставить в днище каждой баржи деревянные валики-катки, чтобы на мелководье суда могли свободно перекатываться через песчаные отмели.
Предлагал Гордей Чернов строить разборные баржи, так чтобы при необходимости каждая часть могла плавать самостоятельно. Еще идея: в зимнее время приспособить бездействующие машины пароходов к перемолу зерна, устраивая на берегу передвижные мельницы-амбары.
В 1892 году без какой-либо видимой причины, оставив все дела на полном ходу, Гордей Чернов вдруг исчез, и лишь через несколько лет стало известно, что он монашествует на Афон
Продолжаем знакомство с домами на улице Свердлова.
Вам тоже нужна такая справка?! Тогда заходим в ворота между домами №№17 и 21.
Костромской областной психоневрологический диспансер к вашим услугам.
"Никогда такого не было, и вот опять!" (Виктор Черномырдин). Парковка для инвалидов.
Убедились, что с психологическим здоровьем у нас все в порядке, и снова выходим на улицу
Вид со двора дома №21 на улицу Свердлова.
*
Продолжение следует
***
Фотографии старой Костромы взяты из свободных источников.