Как известно, русскому крестьянину Дом виделся соединением трёх стихий.
Верхняя часть - небеса, Божья обитель.
Средняя - вотчина человека.
Нижняя - подпол - место обитания темных сил.
Для гармонизации этих разных начал служили - домашний иконостас.
Украшенная резьбой деревянная посуда.
Вышитая одежда, предметы обихода. Где каждый орнамент имел функцию защиты.
Важную - обережную роль играла и домовая роспись.
Живущий на земле человек слишком зависел от сил природы, где солнце, вода, земля, любая травинка, птаха, зверь - имели значение.
Душу.
Наделялись особым смыслом.
Изображая их, крестьянин переносил внешний мир - внутрь дома.
Дружил, задабривал эти пространства.
Обеспечивал жилищу - мир, покой, достаток. Счастье и благополучие.
Все это вкладывалось в изображения райских цветов - розанов, тюльпанов. Ягод - "виноградья". Птиц, зверей.
Солярные символы - изображения солнца.
А порой и в портреты хозяев - состоятельных крестьян, которые могли себе это позволить.
Считается, что первые домовые росписи пришли к нам из язычества.
От старообрядцев.
Спасая веру, они населяли заповедные северные земели - русскую Гиперборею. Уходили дальше - на Урал, в Сибирь, где и проросли семена обережных росписей.
Однако расцвет красочного промысла пришелся на вторую половину XIX века, когда на смену курным печам, что топились по-черному - пришла русская печь. Дым от нее уходил наружу.
Да и доступность пиленых досок вместо рубленого бревна - давала мастерам-красильшикам простор для творчества.
Но очевидно главным стала отмена крепостного права в 1861 году.
У крестьян появилась возможность покидать дом для заработков - отхожих промыслов.
Подряжаться на работу в большие города, где можно было увидеть и перенять травные росписи. Орнаменты богатых домов и палат.
Собираясь в артели, такие мастера-красильщики ходили после по деревням.
И оставляли свой узорчатый след на убранстве сельских храмов.
Прялках, свадебных сундуках. Дверях, заборках, балках крестьянских изб.
Порой расписывались и целые простенки.
Традиционный мотив - вазоны с цветами - означают Вечное Древо жизни.
Райские птички часто парами - символ мудрости, плодородия, достатка, семейственности.
Мужа и жены, жениха и невесты.
Но, пожалуй, особой любовью пользовались Львы - главные защитники семейного счастья и достатка (порой, правда, их заменял солдат с ружьём).
Откуда же взялись Львы в наших северных широтах?
Оказывается, в далёкой древности Львы жили на территории Евразии - от Греции до Индии - также комфортно, как сейчас в Африке.
Их наскальные изображения и останки (32-5 тысячелетие до н.э) обнаружены во Франции, Германии, на Украине, Балканах.
С приходом христианства (1 век н.э.) образ Льва вернулся в славянские страны как символ Христа.
Недаром апостол Марк в своем Евангелии сравнивает Христа со Львом.
Да и сам евангелист Марк изображается на иконах с Царем зверей - символом власти, отваги, благородства.
Примерно с XV века - объединения русских княжеств в единое государство - Лев все более популярная геральдическая фигура. Вот он на печати Василия III.
А вот, в паре с Единорогом - символом единой власти - на троне сына его Ивана Грозного.
С 1553 года Лев (Скиман по-славянски) и Единорог (Индрик-зверь) - официальный символ Московского печатного двора.
Каждая книга от Евангелия, Псалтыря до первой русской газеты "Ведомости" несла на корешках, переплетах, титульных страницах - изображения этих двух царствующих зверей.
Похоже, так и прижился Лев в русских избах.
Правда, мордочки Львов больше походили на, знакомых крестьянам кошечек и собачек.
Но от темных сил и недобрых людей все ж считались наилучшей защитой.
Львов располагали при входе в дом. Или на голбцах - дверях, ведущих в подпол, где хранились запасы семьи.
Множество стилей крестьянских росписей осталось нам в наследство от предков.
В одной только Вологодской губернии наберётся добрый десяток. А то и больше: Кичменгско-Городецкая, Борецкая, Гаютинская, Мезенская, Грязовецкая, Шекснинская золоченка, Уфтюжская, Ракульская...
Я хочу немного остановиться на, полюбившейся мне Харовской росписи (здесь и ниже использованы иллюстрации обучающего курса по Харовской росписи Мастера России, мастера народных художественных промыслов Вологодской области Ольги Константиновны Гладышевой - на фото вверху).
В отличие от графических - Харовская роспись относится к свободно-кистевым.
То есть, мастер растирал вручную пигмент. Смешивал с куриным яйцом, маслом, клеем, смолой...
И этой, только приготовленной - живой, пока не высохла, краской делал точные свободные движения кистью.
На карминном, охряном или зелёном поле наводился подмалевок - основной рисунок.
А поверх, окунув край кисти - в белила - двойным, а то и тройным мазком - выписывался слой с оживкой, разбелом.
Этот прием, пришедший из техник иконописи, делал изображение более сочным, объемным.
Но главное, в этом наивном рисунке проступала Душа художника.
Его желание передать красоту мира.
Недаром "красота" и "краски" - однокоренные слова.
И чем дольше, морознее наши зимы, тем ярче горят цветы крестьянских росписей.
Оживляют надежду на Весну, Солнце, Любовь.
Они несут огромный запас энергии, искренности, веры, которая пробивает века.
И всегда будут питать нашу любовь к Дому, Природе, Семье.