Таитянский жемчуг: история
Таитянский жемчуг, также известный как «чёрный жемчуг Таити», является единственным жемчугом в мире с природным чёрным, тёмным цветом. Только таитянский жемчуг имеет такой естественный цвет и не подвергается тонированию! Этот жемчуг, относящийся к морскому типу, отличается разнообразием природных цветов и уникальными формами. Это делает его предметом внимания не только коллекционеров, но и профессиональных ювелиров.
Процесс культивации жемчуга
Жемчуг Таити культивируется в раковинах рода Pinctada margaritifera, обитающих в водах южной части Тихого океана, в таких странах как Французская Полинезия, Острова Кука, Тонга и Самоа. Эти раковины живут только в тёплых и чистых водах и являются эндемиками Тихого океана. Уникальные условия среды — такие как температура воды, солёность, наличие микрочастиц и отсутствие крупных тайфунов — делают южнотихоокеанский климат идеальным для образования данного вида жемчуга.
Формирование жемчуга
В природе процесс формирования жемчуга начинается с попадания инородного тела в морскую раковину. Раковины начинают выделять перламутр для защиты от раздражителей, что со временем приводит к образованию жемчуга. Однако не каждая раковина способна произвести жемчуг — в природе это происходит лишь в одном из десяти тысяч случаев. К середине 20-го века бесконтрольный вылов диких жемчужных раковин привёл к экологической катастрофе на полинезийских островах. В 1952 году был введён запрет на вылов дикого (природного) жемчуга как во Французской Полинезии, так и по всему миру.
Начало культивации
Из-за запрета и повышенного спроса на морской жемчуг в 50–60-х годах прошлого века в Полинезии, на архипелаге Туамоту, зарождаются первые фермы по культивации жемчуга. Под руководством Жан-Мари Домара японские специалисты впервые культивировали 5000 раковин в этом регионе. К этой отрасли подключается француз Жан-Клод Бруйе — второй муж Марины Влади. Их общий сын Владимир по сей день живёт на полинезийских островах Туамоту.
Жан-Клод, после расставания с Мариной, в конце 1960-х годов окончательно переезжает с сыном во Французскую Полинезию и увлекается выращиванием чёрного жемчуга. Он покупает атолл Marutea Marutea и основывает компанию по добыче жемчуга «Polynesia Perles». Ферма приносит первые урожаи, но не коммерческий успех. В 1973 году состоится встреча Бруйе и коллекционера драгоценностей Сальвадора Ассаэля, заинтересовавшегося уникальным природным цветом полинезийских жемчужин. В 1976 году Ассаэль получает письменное заключение лаборатории Геммологического института Америки (GIA) о том, что оттенок таитянского жемчуга действительно природный. Геммологический институт Америки (GIA) официально утверждает торговое имя для этого вида жемчуга «Tahitian pearls» и статус драгоценного камня наряду с бриллиантами и природными цветными камнями.
Роберт Ван и успехи в производстве
В дальнейшем остров Marutea Marutea и компания Бруйе «Polynesia Perles» будет продана самому знаменитому в мире производителю чёрного жемчуга Роберту Вану и будет известен в дальнейшем как Marutea Sud.
Роберт Ван — сын бедных китайских эмигрантов, перебравшихся на остров Таити, во Французскую Полинезию, в начале 20-го века. Долгое время Роберт искал себя во многих сферах бизнеса на острове. Свою первую жемчужную ферму он покупает в 1974 году. В то время эта ферма не дала ещё ни одного урожая и продавалась практически за бесценок. Ван отправляется за передовыми технологиями в Японию, где его знакомят с профессором Сато — одним из ведущих специалистов в области жемчуга, в своё время работавшим с Кокити Микимото. Сато знакомит Вана с внуком Микимото. Был заключён договор о том, что если таитянский жемчуг Роберта будет высокого качества и соответствовать японским стандартам, то компания Микимото будет его покупать для своих ювелирных украшений. В 1977 году Микимото покупает у Вана его первый жемчуг. С тех пор все чёрные жемчужины в украшениях Микимото поступают с полинезийских ферм Роберта Вана.
Несмотря на то, что чёрный жемчуг называется таитянским, на самом острове Таити он не выращивается. Фермы Вана расположены на отдалённых островах архипелагов Туамоту и Гамбье, на расстоянии 1000–1400 км от Таити в самых живописных уголках Французской Полинезии. Но и на райских островах нужно обустраивать инфраструктуру фермы для обслуживающего персонала — культиваторов, геммологов, аквалангистов и т.д. В 1987 году Ван основывает свою авиакомпанию Wanair для обслуживания жемчужных ферм. На данный момент это действующая авиакомпания, перевозящая обслуживающий персонал, продовольствие, материалы на отдалённые острова-фермы.
Достижения и современное состояние
К 1997 году Роберт Ван контролирует более 70% производства чёрного жемчуга в стране. В 1998 году открылся Музей таитянского жемчуга в столице Французской Полинезии, городе Папеете. Более подробно о музее жемчуга на острове Таити можно прочитать в моей предыдущей статье «Музей жемчуга на острове Таити: История рукоделия».
В 2008 году по приглашению Лены Лениной на презентацию её «Страсть короля или Черный жемчуг Таити» Роберт Ван посетил Москву. Во время визита Ван прогулялся по Красной площади, посетил Кремль и Алмазный фонд РФ и многие другие места нашей столицы.
Роберт отметил, что светлый, почти фарфоровый оттенок кожи русских женщин позволяет многим таитянским жемчужинам проявить свои настоящие оттенки.
На данный момент Роберт Ван является крупнейшим производителем чёрного жемчуга в мире. В январе 2024 года компания Роберта Вана праздновала 50-летие деятельности, а в сентябре 2024 года Роберт Ван отметил своё 90-летие!
Ежегодно Французская Полинезия экспортирует до 90% таитянского жемчуга в мире, а остальные 10% идут на внутренний рынок. В 2022 году экспорт чёрного жемчуга составил 64 миллиона долларов.