Человечество создало бумажные бланки и календари, чтобы упорядочить свою жизнь, но они лишь отражают наше стремление к контролю.
Мы пытаемся сократить время до минут и часов, но истинное течение истории не поддаётся такой простоте. Оно гораздо более многогранно и сложно. Крайне важно сохранить память о тех, чье творчество способствовало движению истории вперед.
Расцвет
...Весна. Ночи всё ещё холодны, и заморозки иногда заглядывают, но тёплые деньки уже радуют своим присутствием. Под окном тоненькие веточки шиповника укутаны легким прозрачным ледком. Бережно и нежно он обнимает их, оберегая от невзгод. На ягодах застыла ледяная роса, маленькие капельки сверкают, словно драгоценные камни; багровый цвет плодов просвечивает сквозь прозрачную корочку.
Куст шиповника слегка пригнулся к земле под тяжестью своей ноши. Но вот встаёт утреннее солнце, его лучи задорно пробиваются сквозь облака и начинают целовать ледяные капли. Льдинки, словно маленькие слёзы, тают, плача звонкими родничками, стекающими по извилистым веткам на примятую зимой траву. А затем их подхватывает могучая весенняя круговерть: талая вода, лесные ручьи, тёплый ветер и птичьи трели. Всё стремительно несётся и смешивается в едином потоке, всё быстрее и быстрее, пока не вольется с шумом в разлившуюся сквозь берега деревенскую речку. Она, полная своих тяжёлых весенних вод, важно бурлит и пенится, гордо неся весну, пока не сольётся с величественной Волгой — широкой и могучей, у берегов которой раскинулся великолепный Ярославль.
Теперь и город зашумел, наполнился жизнью и кипучей энергией. Слышишь?...Колокольный звон разносится по улочкам...
В воскресный день улицы полны людей: только что закончилась церковная служба, и люди с нетерпением спешат на ярмарку, где их ждут веселье и новый, свежий товар, подарки для родных и близких, а также яркие сувениры для детишек.
Берегись! Умей уворачиваться от многочисленных повозок и телег, что стремительно мчатся по мощеным улицам. Купцы привезли с собой экзотические товары из дальних стран: яркие ткани, пряности и удивительные диковинки, которые манят своим блеском и ароматом.
Ремесленники и крестьяне съехались из самых отдалённых уголков, каждый со своим прилавком, полным плодов своего труда: свежих овощей, хлеба, изделий из дерева и керамики..
Ярославские изразцы
XVII век стал эпохой величайшего расцвета Ярославля, который к тому времени утвердился как второй по численности населения город на Руси после Москвы, особенно среди мастеровых людей. Этот период ознаменовался активным строительством храмов, и за столетие в городе было возведено три монастыря и не менее шестидесяти каменных церквей.
В 1658 году Ярославль постигла страшная беда — великий пожар, который практически полностью уничтожил Земляной и Рубленый города. Спаслись лишь те жители, которые оказались вдали от дома в тот роковой час, а также те, кто провёл два дня на отмелях Волги и Которосли, ожидая окончания этого ужасного бедствия. Казалось, что нет спасения: огонь яростными языками пламени пожирал всё вокруг. Земля горела, небеса пылали. Напуганные люди отчаянно молились, казалось, что сам антихрист сошел на грешную землю. После этого катастрофического события деревянные стены посада восстанавливать не стали; вместо этого были увеличены валы и углублены рвы. На месте сгоревших деревянных строений возводили каменные, что и изменило облик города.
В XVI и XVII веках Ярославль стал важным центром купечества и торговли в России также благодаря своему стратегически выгодному расположению на великой реке Волге, которая служила главной торговой артерией страны. По этой реке ходило множество торговых судов, что стимулировало экономический рост и строительство. Город активно развивался как торговый узел, где пересекались пути из Москвы в Западную Европу, Поволжье и Сибирь.
Еще с начала XVI века в Ярославле начали выделяться купеческие сословия. Купцы, такие как Иван Оловянишников, Пётр Пастухов и Фёдор Балов, играли важную роль в экономической жизни города. Они не только занимались торговлей, но и вкладывали средства в открытие библиотек, школ, народных училищ, а также способствовали строительству новых храмов и монастырей, тем самым способствуя культурному развитию региона.
Ярославские изразцы — это не просто керамические изделия, а настоящие произведения искусства, отличающиеся богатством форм, палитры и символики. Эти удивительные плитки, использовавшиеся для отделки храмов и зданий, стали неотъемлемой частью архитектурного облика Ярославля, придавая ему уникальный стиль и выразительность. Город стал большим центром керамического производства, привлекая мастеров со всей страны, которые стремились внести свой вклад в развитие этого ремесла.
В соответствии с документом, датированным 1777 годом и находящимся в собрании Ярославского музея-заповедника, в городе насчитывалось 19 предприятий, специализирующихся на производстве изразцов.
Мастеров изразцового искусства в те времена называли еще и «ценинниками». Это название произошло от слова «ценинное», что указывает на высокую ценность и качество их изделий. Мастера ценинники часто имели высокое общественное положение и пользовались уважением в обществе.
«Тюльпанцы» Степана на церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Ценинники Ярославля
- Степан Полубес много раз посещал Ярославль и лично контролировал свое «узорочье» — украшение церквей изразцами, которые монтировались в наружную кирпичную кладку.
- Мастера Коровницкой слободы — в этом районе Ярославля располагалось множество различных ремесленных мастерских, а так же и гончарных заводы, где изготавливались изразцы. Здесь работали многие ремесленники, которые перенимали опыт и секреты московских и белорусских мастеров.
- Александровская слобода — мастера этой слободы также играли важную роль в производстве изразцов.
Особенности местной технологии
Город располагал большими запасами красной глины, что способствовало развитию местного керамического производства. Ярославские мастера применяли уникальную технологию изготовления изразцов, используя особую рецептуру жидкой глины, известной как «шликер». Эта технология позволяла создавать изразцы толщиной всего 7-8 мм, которые отличались высокой прочностью и устойчивостью к перепадам температуры и давления.
Поливка и глазурь: Ярославль стал известен своими многоцветными (полихромными) изразцами, которые включали в себя эмали разных цветов. Мастера наверняка пользовались советами Степана Полубеса для создания своих эмалей четырёх основных цветов: белого, жёлтого, бирюзово-зелёного и синего. Это отличало ярославские изразцы от других городов, где такие технологии были в то время менее развиты. (Эти цвета достигались за счёт добавления оксидов различных металлов в глазурь. В частности, для создания белой эмали применялись оксиды олова, а для получения синих, зелёных и жёлтых цветов использовались кобальт, медь и сурьма.)
Ценинники Ярославля изготавливали в больших количествах изысканные розетки, декоративные пояса, многоцветные клейма и антаблементы.
Особенно популярным узором изразцов стала цветочная розетка.
Этот орнамент, представляющий собой стилизованные цветы с шестью, восемью или двенадцатью лепестками, символизировал благополучие и процветание. Было создано множество вариаций этого мотива, что сделало его характерной чертой местного изразцового искусства, создавая неповторимый стиль, ставший визитной карточкой керамики Ярославля.
В отличие от других мест, где плитки чаще использовались как элементы мозаики, ярославские изразцы стали самостоятельными элементами декора фасадов.
Их могли устанавливать не только горизонтально, но и под углом, что создавало эффект «ярославской строчки» — ряд плиток, выстроенных под углом.
Храм Ильи Пророка
Современный каменный храм, построенный в 1647-1650 годах, возник на месте двух деревянных церквей — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Этот великолепный проект был реализован на средства влиятельных купцов, братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных, которые были известными представителями ярославского купечества. Строительство храма велось местными мастерами, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.
Когда строительство храма уже подошло к завершению, купцы Скрипины удостоились особой чести — патриарх Иосиф преподнёс им драгоценный дар: частицу ризы Христа, некогда хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля. Это знаковое событие украсило историю храма особым сиянием и придало ему глубокую духовную значимость.
Фасад этого храма был украшен рельефными поливными изразцами различной формы, а также храмовой надписью, увековечивающей имена купцов-заказчиков.
Церковь Богоявления Господня в Ярославле
Православный храм, известный как Церковь Богоявления Господня, был возведён в историческом центре Ярославля в период с 1684 по 1693 год. Строительство осуществлялось на средства купца Алексея Авраамовича Зубчанинова, который вложил свои ресурсы в создание этого архитектурного шедевра. Храм был возведён в соответствии с канонами московского барокко, которое было популярно в конце XVII столетия. В его архитектуре прослеживаются также черты, присущие местным традициям.
Массивные церкви с золотыми и изумрудными куполами, увенчанные изысканными колокольнями, словно могучие богатыри из русских былин, выстраиваются вдоль высоких берегов реки, устремляясь ввысь, соревнуясь в своей красоте и величии.
Храмы Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Церковь Николы Надеина, Рождества Христова и Николая Мокрого восхищали своей неповторимой изразцовой кладкой, как живые картины, созданные руками мастеров Ярославля. Каждый из этих соборов стал настоящим произведением искусства, в котором сплелись гениальность архитекторов и ремесленников. Некоторые из них были признаны настолько величественными, что удостоились чести войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Патриарх Никон: Реформатор и Архитектор Духовности Русской Православной Церкви
Патриарх Никон-Никита Минин (Никита Минин; 7 мая 1605-17 августа 1681) — седьмой патриарх Московский и всея Руси.Он был известен своим красноречием, энергичностью, благочестием и тесными связями с царём Алексеем Михайловичем.
Никон провёл множество реформ, в том числе литургических, которые были непопулярны среди консерваторов. Эти разногласия в конечном итоге привели к длительному расколу, известному как раскол (церковный раскол) в Русской православной церкви.
Патриарх Никон стал не только активным сторонником возведения новых монастырей, но и истинным архитектором духовной жизни Русской православной церкви. Он воспринимал монастыри как священные оплоты, где сосредоточивалась бы не только вера, но и образование, сохранялись бы православные традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Патриарх активно привлекал зарубежных мастеров для строительства архитектурных сооружений не только в Москве, но и в других русских городах, что способствовало внедрению новых технологий и палитры глазурей в русское изразцовое искусство. Также нельзя забывать, что во время русско-польской войны (1654–1667 годы) многие белорусские мастера были вынуждены переселиться в Россию, где они начали работать в монастырских мастерских. Белорусы, особенно православные, подвергались притеснениям со стороны католиков. Полонизация и попытки «ополячивания» со стороны польской шляхты вынуждали православных искать убежища в России, где они могли сохранить свою веру и культурную идентичность.
Часть людей была перемещена в результате военных действий на территориях, где они проживали, то есть их захватили в плен. Других же привлекли на службу царю специальные государевы люди, платили хорошее жалование. Но интересно, что белорусами обычно называли тогда православных выходцев из Великого княжества Литовского, тогда как католиков называли поляками, независимо от их этнической принадлежности.
Патриарх, осознавая важность архитектурного искусства на Руси, собирал вокруг себя талантливых ремесленников и активно способствовал расцвету их творчества. Именно благодаря и его поддержке изразцы с яркими цветами и сложными орнаментами начали активно использоваться в отделке зданий, что привело к появлению новых стилей и форм, отражающих богатство русской культуры.
Человек — крохотная песчинка в бескрайнем мироздании. Но его жизнь — поступки, дела и даже самые мимолётные мысли — словно маленькие росинки, упавшие на траву с ветки шиповника, приводят в движение великое колесо истории. И тот, кто решит посвятить себя изучению истории, откроет для себя завесу времени, за которой скрывается множество тайн и загадок.
Акварельные иллюстрации к публикациям выполнены художником Беляевой О.М. совместно с новыми технологиям