Смотрите, какое неожиданное украшение у Клавдии Шульженко! Вернее, какой нестандартный образ — с браслетом, который не на руке, а на шее. Обычно так носят колечки — памятные, обручальные. А тут вдруг — браслет. Кстати, он больше не попадается ни на одной из её фотографий — в отличие от чёрного перстня, что на её правой руке. И выглядит необыкновенно и оглушительно. Да, Шульженко была дерзкая - и это потрясающе. Настоящая королева сцены!
Это фото сделал знаменитый ленинградский фотограф Михаил Гершман (ученик Моисея Наппельбаума), "король портретистов и портретист королей", как назвал его Тимур Новиков. Он же — автор роскошного и очень известного портрета Шульженко в белой шляпе с вуалью.
Но из всех снимков фотосессии, на которых Шульженко снята с таким необычным кулоном, на открытках начала 50-х годов было растиражировано другое фото — на котором браслет на шее не так бросался в глаза: видимо, решили не дразнить публику смелым — не по правилам — образом. Остается вопрос, почему Шульженко решила поэкспериментировать с браслетом. Могу предположить, что она на ходу решила проблему дисгармонии короткой цепочки и низкого декольте — для идеального снимка нужен был кулон, под рукой ничего не оказалось — на фотосессию она приехала из Москвы, что было с собой, то и было, времени возвращаться в гостиницу или еще где-то искать недостающий аксессуар, не хватало, но королева на то и королева, чтобы принимать мгновенные ослепительные решения.
И вот что интересно — образ, который здесь создала Шульженко, настолько выбивается из времени, что иногда эту фотографию считают ненастоящей. Так вот для сомневающихся особо подчеркну, что оригинал этого фото хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (шифр ЦГАКФФД СПб. Гр 88340), датируется 1950-ми годами, а изображение на нем больше по размеру (платье показано почти до колена и на снимке намного больше воздуха), чем то, что я нашла в интернете в свободном доступе.