Я обещала коллегам рассказать об осеннем семинаре стекла в Богемии, проходившем с 23-го сентября. Девять дней мы жили в удивительном стеклянном мире. Это был, по-моему, двадцать первый наш выезд в Чехию, традиционно он случается осенью. Каждый раз для меня это нечто совершенно новое - меняются люди в группе, изучаются другие дисциплины, открываются новые студии и галереи, куда мы заходим с открытыми ртами и распахнутыми глазами. Мастера, которых мы помним мелкими шустрыми подмастерьями, вдруг обзаводятся собственными студиями и учениками.А маститые знаменитости, по-моему, не стареют вообще. И рассказ об этих днях хочется писать и писать бесконечно... Не получается выделить основное и главное. Там все было главным. А еще у меня шесть тысяч фотографий! И несколько часов видео. Ну и не могу я бесстрастно повествовать, мне нужно подпрыгивать и жестикулировать, показывая вооот какую штуку мы сделали , а в ней были вооот такусенькие цветочки! А запахи осени, а вкус потрясающих сладостей, а "колено вепря"…. И поцелуи и песни (о, как мы пели, особенно в ресторане!)…
Группа в этот раз получилась интернациональной - половина говорила на русском, а вторая половина спешно учила русские слова. Очень выразительно иногда получалось!
На фото: вся наша группа.
На фото: Наш босс и учитель Моти Верцбергер и его русские студентки, три Ирины и Катерина.
Справедливости ради, должна сказать: наши девочки-россиянки быстро освоили разговорный ивритский сленг и приводили в восторг израильскую часть группы. А потом те и другие старательно ломали язык, пытаясь объяснить мастерам – чехам свои идеи.
Чехия встретила на солнцем, теплом, поздней зеленью лесов. Два дня мы наслаждались бабьим летом. Потом нас настигли дожди, но для израильтян это было приятной редкостью. Да и большую часть времени мы работали в студии, возле жарких печей в 1200С. С утра – поездки по галереям, студиям мастеров и выставкам. В час дня – пожалуйте к печи. И до семи, восьми, а увлекшись - и до девяти вечера, мы дули, формировали и декорировали стекло. Поздний ужин – и домой в гостиницу…Мы хронически не высыпались, глаза красные – но зато все успели посмотреть, попробовать сделать, сфотографировать . Наш руководитель, Моти Верцбергер уж постралася, чтобы жизнь наша была максимально насыщенной событиями, иногда нелегкой, но интересной!
Богемия - край стекла и людей, которые поколениями работаю с ним. Причем забавно у них получается: один городок стекло дует, в соседнем (а расстояние километров 5-10) его расписывают, чуть дальше - Яблонец со своим знаменитым заводом чешких бусин... Существует какая-то географическая специализация. Жили мы в городке Новый Бор -"стеклянной столице" края – конечно, большинство населения работает со стеклом.И "наша" студия "ВОN" объединения "Ajeto" тоже находится там. Кстати, само по себе место очень интересное: владелец "Ajeto", известный мастер Петр Новотный, построил удивительный комплекс – собственно студию (круглый зал с четырьмя печами), часть стены прозрачная и за ней находится… ресторан! Обедающие там люди любуются работой стеклодувов и наслаждаются замечательной кухней. В здании есть и клуб – с бильярдом, и выставочный зал и галерея- магазин. И столовая для персонала, а в подвале – склады и цех по производству техоснастки. Подозреваю, что наша группа существенно увеличила число посетителей ресторана – наши девочки даже танцевали рядом с печью!Интерьеры там аж звенят от авторского стекла - потолки покрыты многослойным декором из стеклянных спиралей в ресторане, а на втором этаже - стеклянными дисками. цветами и Бог знает чем. Но красиво, и очень своеобразно. Были мы и на головном заводе "Ajeto" – это красивое здание, с офисами, выставочным залом и большими производственными помещениями. Там действительно приятно работать. Когда же мы попали на обычный завод, все были поражены разницей – шум, теснота, печи старые… Но мастера и там потрясающие!!!
На фото: "наша" студия. На фото: экспонаты в галерее "Ajeto".
На фото: фасад головного офиса и наша группа.
Вернусь к "ВОN" – эта студия специализируется на реконструкции старинного стекла. Например, на голландских натюрмортах часто присутствуют пузатые бокалы, изящные графины и кубки .Вот с сохранением технологий их и делают в студии. Меня поразил кубок, декорированный кабаньими мордами, ведущий мастер Лейбор сделал такой на наших глазах. И морды он "слепил" пинцетом – без всяких штампов!
А еще по улицам города стоят стеклянные скульптуры, животные и даже большие деревья! И никакого вандализма там нет….
По утрам мы выезжали в города северной Чехии – там великое множество музеев стекла, выставок и даже случился симпозиум с шампанским и крутыми мастерами.Фото есть, но в общей куче еще не раскопала.Шампанского нам не досталось, зато значки выдали и со знаменитостями дали поцеловаться.
"Русские" девочки объединились в стеклодувную группу, а израильтяне – в "шарикоделательную", хотя у них в программе были и стеклянные цветы и улитки разные. На самом деле наши печи разделяло метров пять-шесть и мы то и дело бегали смотреть, чему там их учат, а они - к нам. Я несколько лет подряд училась именно в "шариковой" группе - это изготовление таких больших "марблс", примерно по килограмму весом. К лемпворку ближе и техник много схожих.
На фото: мы - студентки стеклодувной группы и наши мастера.
На фото: Моти Верцбергер демонстрирует студентам технику намотки стеклянной нити.
Но в этот раз захотелось подуть, и я ни секунды не разочаровалась в своем решении.
Стеклодувное дело – нечто особенное! Скажу честно – это очень непросто. Танцевать возле печи со стеклодувной тростью, на конце которой жидкое стекло, жарко и адреналин зашкаливает. Каждая из нас потом признавалась, что время летело бешено, казалось, что очередную вазу или стакан ты делаешь за считанные минуты. А вот для нетерпеливых зрителей, дожидающихся своей очереди, оно тянулось долго. Вообще-то мы ведь совсем неопытные ученики, и каждая представляла этак мысленно свою роскошнейшую вазу… Мастера посмеиваясь, попросили сделать эскизы своих шедевров. И пока одна девочка бегала с тростью возле печи, остальные что-то рисовали на квадратных листках оберточной бумаги. Глядя на наши пожелания, наш мастер только закатывал глаза! В процессе создания большинство работ (не все!) претерпевали изменения, они становились меньше. …И это к лучшему – перегруз в аэропорту стоит очень дорого!
Это рабочие моменты, девочки совсем не позируют, а сосредоточенно работают:
НА фото: Ира Алексеева.
На фото: Ира Николаенкова.
На фото: Ира Пономарева. На фото: Катя Василик.
На фото: я, Наташа Житомирская.
А начали мы с самого элементарного: нужно надуть большой прозрачный шарик! Технология проста – на конец трости набирается маленькое количество стекла, прокатывается по марверу, чтобы оно приняло аккуратную цилиндрическую форму. И тогда надувается маленький базовый шарик – это самый важный момент. Если шарик получился кривоват – хорошей вещи уже не получится. Когда стекло чуть остынет и затвердеет, его окунают в резервуар печи, наматывая нужное количество материала. Формируют "ложкой" – мокрой деревянной формой в ровный толстостенный шар. И дуют – чтобы получить большой сверкающий шар, которому предстоит стать вазой, стаканом, графином или "артистической непоняткой". Понятно и просто. Да только сунуть трость в печь и набрать на нее стекло очень горячо, да и оно имеет консистенцию очень жидкого меда. Доставая его из огненного вихря, нужно постоянно вращать трость, иначе толстая раскаленная масса шлепнется обратно в резервуар или еще хуже, на пол. Вот тут-то вся сложность – мы не умеем вращать равномерно трость. Получается толчками, и стекло успевает стечь на одну сторону. Мы дружно болели друг за друга, и к концу второго дня вращение мы немножко освоили. Хотя оно и не шло ни в какое сравнение с артистичными движениями наших преподавателей. А еще иногда трудно надуть базовый шарик, мы пыхтели и краснели, выглядело очень забавно. Но мы справились!!! Шары в наш первый день получились большие, некоторые украшены спиральным или сетчатым рисунком – мастер показал нам форму для нанесения таких узоров. А потом мы познакомились со штампами - такие латунные печати, которыми припечатывают стеклянные бляшки. У нас были даже печати с мордой льва! Вот так, от простого к сложному, мы пытались освоить основные методы работы. Аппетит приходит во время еды – во второй день мы начали работать с цветным стеклом, но "писком" стал прозрачный бокал Кати – "Аватар". Действительно красивый, со сложной спиралью, высокий и узкий. Катя замечательно его сделала и "задала нам планку"!
На фото: Катя и ее бокал "Аватар".
Эскизы наши стали позаковыристее и мастера иной раз озадачено их разглядывали.
На фото: мастер Камил рассматривает наши эскизы!
В перерыв мы сходили на второй этаж – там как раз была выставка художественного стекла, и вернулись совершенно окрыленные! Во-первых, мы обнаружили, что понимаем, как была сделана та или иная работа. Во-вторых, там была масса идей для начинающих студентов. Я не хочу перегружать текст фотографиями, но поверьте – там спрятано богатство! Среди экспонатов есть работа Чиули – на нее мои девочки сказали "бедненько на фоне остальных". Кстати, Чиули регулярно приезжает поработать в эту студию.
На фото: вход в галерею.Люстра.
На фото: стеклянная музыка....
( а вот сюда я еще фото доложу - раскопаю вот только.Грех не поделиться такой красотой! )
Утром одного из дней мы поехали к замечательному мастеру ингрейвинга – Арно Ченчику.Это известный художник по стеклу. Я много раз была у него в студии, имела честь видеть, как он работает.Попыталась освоить ккие-то приемы. И каждый раз поражаюсь его работам. И девочкам понравилось, мы попросились в ученики. Старый мастер засмущался и отказал нам. Но Моти в следующем году нам обещает курс ингрейвинга!!!
На фото: работа Арно Чанчика.
А еще мы заехали к удивительной паре мастеров каттинга – Станиславе и Милану. Как они отливают свои огромные глыбы стекла без единого пузырька внутри, потом месяцами остужают их в анилере! И в большущих емкостях гранят и полируют это стекло. Получаются потрясающие светоносные скульптуры, призмы и космические формы.
Все следующие дни мы делали свои изыски, появились флористические мотивы – кто-то из израильтян пошутил, что у нас получился общий сервиз. Неправда! Мы разные и работы тоже – у Иры Алексеевой они элегантные, графичные, а чернильница-маленький шедевр.… У Кати – очень продуманные в деталях, а ее именной декантер – просто сказка! У Иры Пономаревой – они такие же смешливые, как и хозяйка. Одна из вазочек дразнится высунутым языком! Ира Николаенкова оставила свои изящные бокалы и вазы прозрачными и чуть золотистыми. А мои – щедро обсыпаны разноцветными цветами. Фото получились не очень качественные, но к концу недели студенты мне сдадут все фотографии и я заменю эти на лучшие.
О том, что мы чувствовали, работая возле печей, танцуя со стеклодувной тростью, возясь с инструментами, которые слишком велики для маленьких женских рук, вы можете судить по нашим лицам. Мы все время улыбались, пели и даже танцевали!
Кстати о пении – у девочек оказался отличный слух и голос, Катерина вообще поет оперным сопрано, ну а я, гм.... зато знаю большинство слов. Израильтяне всегда поют в автобусе, ресторанах за ужином , и тем самым раззадорили русскую часть группы. Девочки пели так, что в ресторане к нашему столу подходили чехи и просили спеть для них! Даже бутылку вина принесли. "В горнице моей светло…" просто покорили публику. А Моти рухнул от песни "Пидманула, пидвела", израильская часть группы превратила ее в походный марш и выучила припев .Под нее шагали по Праге, Яблонцу и Либерецу. Теперь я прихожу на работу в колледж и мне приветственно кричат "Пидманула, пидвела..".
На фото: Моти Верцбергер и мы.
О том, где мы побывали можно писать долго. Скажу только, что были мы на заводе, где делают и продают знаменитые чешские бусины. Это город Яблонец над Нисой. Магазинчик небольшой, при фабрике работает, но цены смешные. Мы ох, как запаслись! И как эти бусины гранят интересно было посмотреть. С детства слышала про яблонецкую бижутерию. Папа из командировок в Чехословакию мне привозил, мне очень нравилась.
А еще мы были в музее стекла и увидели такие вот старинные лемпворковые бусины:
В этом музее представлены старинные горелки для лемпворка - я бы и сейчас не отказалась на такой поработать. И еще - среди нас было достаточно лемпворкеров, и разглядывая витрины, мы пришли к выводу: если кто-нибудь заявляет, что он изобрел новую технику, и не дай Бог ее скопировать и т.п. - пусть сначала посмотрит в этом музее, а точно ли она так уж нова. Уж очень богатое собрание лемпворка 19-20 века, просто глаза разбегаются. Вот только фотографировать там запрещено, и мы фотографировали "с пуза", поэтому фото не очень хороши.
Еще из интересного: были в студии мастера, работающего с Пайрексом, но покрывает он его каким-то серебросодержащим минералом, который толчет в медной ступке и размешивает с водой. Вот на фото вы можете увидеть эти камешки и эффект фьюминга на стекле. Необычно, правда?
На фото: Изделия из Пайрекса, обработанного порошком минерала.
Попали мы и в геологический заповедник "Панска Скала".Просто шел сильный дождь и влезть на нее нам не удалось – Моти не пустил. На фото: Панска скала.
А еще мы были в здании мэрии города Лимерец , знаменитом своими витражами. Эту технику чешской росписи мы изучали в прошлые приезды. Тоже интересная стекянная дисциплина, и преподают ее охотно.
И еще в Новом Бору есть отличный музей стекла – он там уже лет двести в одном и том же здании. На фото несколько экспонатов. На фото: вазы работы мастера Я.Янковца (он умер в прошлом году, мне повезло быть знакомой с ним, бывала у него дома.Когда-то он был профессором кафедры стекла в Пражском университете.) Эта техника называется техника высокой эмали.В данном случае это не он ее придумал, но сам мастер прославился изобретением особой техники фьюзинга и росписи.
Это знаменитая чешскаятехника соединения стекла с золотом, платиной и другими металлами в стеклодувном деле.(Есть такой мастер Земан, работающий в ней, мы в этот раз не попали в его студию, но пару лет назад бывали там.Продает он свои изделия дорого.)
Все хорошее заканчивается быстро. Потом был вечер вручения дипломов с демонстрацией наших работ. Там присутствовал Лейбор – главный мастер студии "ВОN", преподаватели и наши мастера. Мы получили дипломы, они все немножко разные – кто-то учился дуть стекло, кто-то – работать с шарами. Ну и степени этих документов у многих отличались. Наши девочки стали дипломированными стеклодувами!
На фото: Ира Алексеева, главный мастер Лейбор, Орит и Моти Верцбергер.
На фото: работы Иры АЛексеевой.
На фото: Ира Николаенкова,главный мастер Лейбор, Орит и Моти Верцбергер.На фото: Работы Иры Николаенковой.
На фото: Ира Пономарева, главный мастер Лейбор, Орит и Моти Верцбергер. На фото: работы Иры Пономаревой.
На фото: Катя Василик, главный мастер Лейбор, Орит и Моти Верцбергер.
На фото: Работы Кати Василик. На фото: я, Наташа Житомирская и Лейбор, Орит и Моти Верцбергер.
На фото: мои работы.
В начале вечера было очень забавно – речи произносились на чешском, русском и иврите, я переводила с русского на иврит и обратно, а чешский переводчик – на иврит с чешского (на фото моя тарелка пуста – я не успевала пожевать).Так что мы с торжественным видом что-то говорили, а половина аудитории ждала иной раз двойного перевода и с интересом наблюдала за жестикуляцией очередного оратора.
На фото: Моти Верцбергер произносит благодарственную речь, а я пытаюсь сообразить, как ее перевести.
А в конце вечера стулья были сдвинуты, мы перемешались и обратите внимание на фото – все сидят вместе и говорят на одном языке. Вон Ира что-то рассказывает, а мастера внимают. Да и тосты и песни стали вполне понятны всем. На фото: Ира Пономарева и мастера-стеклодувы.
Впереди была Прага, витражи собора святого Витта, множество маленьких любопытных галерей, вкуснейших трапез. Лихорадочные попытки упаковать хрупкое стекло и "влезть" в заветные 20 кг в аэропорту. Слезы. Мы прощались, говоря " а в будущем году…" Моя израильская студентка Яфит расплакалась в аэропорту, попрощавшись с Ирой Пономаревой – они просто родственные души.… А через день мы были дома и сразу полезли в "Скайп" – рассказать друг другу что-то срочное, чего не успели за девять дней в Богемии.
И еще немножко интересностей:
На фото: стеклянная мозаика, Прага.
На фото: так вот мы откушивали в Праге....
На фото: магазинчк в г. Свор.Стеклянные фигурки.
На фото: машина мастера-стеклодува Пачинека, владельца замечательной домашней студии.
На фото: студия мастера Пачинека.Везет же людям - такая студия дома!
На фото: Это витрина сладостей в соседней со студией кондитерской.
На фото: Витраж по проекту А.Мухи в Пражском соборе св. Витта.
И большое спасибо девочкам за представленные фоторафии.Фото еще продолжают поступать, так что вполне может быть, что добавится что-то интересное!