Паскаль Кэмпион (Pascal Campion) живет в Сан-Франциско, США. Иллюстратор и аниматор. Во Франции, в Страсбурге, изучал искусство иллюстрации рассказов. Сейчас работает в студии с высокими потолками и создает истории и персонажей для игр, музыкальных видео, фильмов и книг.
Работал с такими компаниями, как Dreamworks Animation, Disney TV, MTV, Nickelodeon, Bent Image Labs, Cartoon Network, Hulu, They Might Be Giants и PBS.
Мне хочется привести рассказ Паскаля о том, в какую сторону развивать свое творчество, на что стоит обратить особое внимание, а что является малозначительным. Возможно, статья поможет кому-то переосмыслить свой поход к работе.
"Мне приходилось видеть много разных портфолио. И еще больше, когда я пришел работать на Сomic Сon и CTN. Некоторые были сделаны хорошо, в некоторых были допущены ошибки. Некоторые были очень хорошо сделаны, а некоторые не работали. И я хочу поделиться своим опытом создания портфолио.
Это только мое мнение, основывающееся на моем личном опыте. Это не значит, что нужно делать только так и других вариантов не существует. Это только то, что я заметил во многих портфолио у студентов и начинающих профессионалов.
Первая вещь, которая поразила меня - насколько просты и одинаковы портфолио у разных студентов. По ним я сразу мог сказать, из какой именно школы каждый студент. Это и хорошо, и плохо. Главным образом плохо, конечно.
Вот несколько мыслей о создании портфолио, тем более что сейчас я только что вернулся с Сomic Сon и видел их там тонны.
Ваше портфолио должно быть выражением вас самих, а не ваших умений и мастерства. Когда вы создаете портфолио и думаете о его наполнении, спросите мнение о нем у любого человека, который не знает чем вы занимаетесь. У того, кто не знает как долго вы рисовали эту картину и создавали ее кусочек за кусочком. Пусть его ответ будет откровенным, не волнуйтесь. Вы знаете сколько времени требуется на создание рекламного ролика? А целого фильма? Имеет ли это значение, когда вы сидите в кинотеатре и смотрите этот фильм? То же самое касается рецензента. Самая главная вещь, которая имеет значение (по крайней мере для меня), это насколько приятен вам был полученный опыт.
Это не обязательно должно быть милое, забавное создание. Я часто высоко оценивал портфолио, которые были довольно кровожадными или чудовищными. Или о другой природе, насколько я мог это понять.
Я оцениваю портфолио по качеству изображений в нем. И вот как я проверяю это качество:
- если изображение имеет свою историю, вы сделали уже половину работы;
- если история изображения кристально чиста и понятна, вы сделали 99% работы;
- если ваша история абсолютно понятна и персонализирована - вы все сделали как надо.
Обратите внимание, что ни в первом, ни во втором пункте не упоминается техника создания изображения. И, как это ни странно, не подразумевается даже в третьем пункте. Знаете почему?
ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ!
Позволю себе изложить это еще яснее.
Когда вы показываете ваше портфолио разным людям, вы показываете им идеи и персонажей.
Не то, как вы умеете работать в Фотошопе или правильно рисовать ракурсы.
Не то, как вы умеете смешивать краски или сколько вариантов дерева вы можете нарисовать.
Эти упражнения вы делали в школе для развития ваших навыков, которые помогают вам сейчас создавать истории. Те самые, которые я сейчас ищу.
Я не хочу сказать, что техника не важна, но это всего лишь навык, подобный тому, что и умение писать.
Когда вы были ребенком, вы учились писать письма, т.е. вы вспоминали слова и как они пишутся. И потом забыли об этом.
Вы используете этот навык, когда пишете эссе или новеллу, или письмо вашей матери, девушке или потенциальному работодателю.
Когда вы отправляете письмо потенциальному работодателю, вы не показываете ему, как по разному можете написать буквы А или Б.
Вы пишите идеи... вы пытаетесь показать этому человеку кто вы есть и рассказать что-то интересное о себе. Чем лучше вы пишите, тем лучше вы будете в состоянии передать эти идеи. Но если у вас нет идей, которые вы хотите выразить, все письменности в мире не смогут что-то прибавить к вашему письму.
Это подобно моде... Если ваше резюме на пятнадцати страницах, многие люди не захотят читать его, особенно если вы всего лишь показываете как разнообразно можете писать М и Н и как здорово вместе смотрятся Т и С.
Вернемся к портфолио.
Изображения - это прекрасные письма, прекрасные слова и легко понять "как это выглядит", но... Намного больше, чем алфавит (конечно, если вы не интересуетесь тем, как были написаны древние манускрипты), это всего лишь слова и параграфы. Иногда, если вы их используете правильно, они на самом деле работают лучше. Если вы достаточно внимательны, вы можете выразить эмоции и чувства теми словами, которые обычно трудно подобрать. Вы можете предложить изображение, которого не существует. И вы можете создать кого-то, который чувствует что-то... Очень многое, как великий писатель, который придумывает слова, которых не существует.
Вы можете и вы должны поступать подобным образом, создавая ваше портфолио.
Я понимаю, что это легче написать, чем сделать и многие вас думают, что им нечего сказать.
Я не согласен.
Я считаю, что каждый человек уникален и ему есть что сказать.
Может быть у вас нет чего-то существенно разного, о чем вам хочется рассказать, но вы можете говорить с вашими лучшими друзьями, с матерью, с абсолютно незнакомыми людьми о том, как вы чувствуете мороженое, и вы это будете говорить абсолютно по разному. Вы можете с вашими соседями смотреть в окно на одно и то же небо, и каждый из вас в этот момент будет иметь разный и уникальный взгляд.
Как художник, вы автор, не только ремесленник.
Как автор, вы развиваете вашу технику, которая подходит вашему взгляду.
Это как школа и учителя в ней. Они не хотят переделать вас в художника, вы и так уже им являетесь. Они лишь помогают развивать ваши способности, которые полностью выразят то, кем вы являетесь, и то, как вы видите.
Это то, что большинство людей ищет в отрасли.
Люди, которые используют навыки, расширяют свои мечты.
Вам нужно и то, и другое.
У вас нет необходимости овладевать ВСЕМИ умениями, которые описаны в справочниках. Это было бы невозможно, потому что справочники пишутся по мере того, как вы развиваетесь.
Они определенно фундаментальны и рассказывают о всех тех вещах, что нас окружают веками, и их можно встретить повсеместно. Но методы меняются и развиваются вместе с вами и с обществом.
Последние компьютерные программы, которые вы покупали, казались вам такими совершенными, но при этом устаревали через 3-5 лет. Но если вы используете эти программы, чтобы выразить ваши идеи, вы, возможно, будете использовать различные части программ или разные типы инструментов.
На прошлой неделе я обратил внимание на два портфолио.
Одно от молодого художника из Мехико, который едва говорил по английски. Он рисовал комиксы, причем делал это со своим другом, который вовсе не знал английского. Он показал мне свою работу и очень стеснялся этого.
Когда я увидел это... моей первой реакцией было... ха! Это не мой стиль. Это вообще не стиль, в моем понимании.
Но когда я прочитал его первую историю, у меня волосы на голове встали дыбом. Она мне понравилась.
Она была проста, понятна и ее было легко воспринимать. Это была любовная история... Про неправильную любовь, если хотите.
Технически там были спорные моменты в пошаговых картинках. Были некоторые кадры, которые не являлись необходимыми, а также те, которые просто необходимо было удалить. Но общий взгляд на историю был чистый, понятный - и это работало!
Его вторая история была компьютерная. Снова... не мое... Это выглядело как смесь аниме и чего-то еще, чего я не знаю, и это не было видом искусства, который мне необходимо было любить.
Итак, возвращаясь снова. В общем, история работала. Это была история про мир без воздушных шариков. У него не было времени их нарисовать... но тем не менее история работала. Опять были некоторые вещи, которые не работают в макетах или не являются необходимыми. Выглядело это чуть более кровавым, чем я привык, но это работало.
В ответном письме я сказал ему, что его работы потрясающие. Я увидел некоторые проблемы здесь и здесь, но несмотря на это, его комиксы очень хорошо работают.
Я не чувствовал себя необходимым говорить ему о том, что нужно что-то исправить. Потому что, хотя некоторые части выглядели неуклюже, они не ломали общего построения. Это было несовершенно, но это работало.
Что я хотел сказать этой историей: даже если какие-то делали вашей работы не являются прекрасными, ваша история, ваши рисунки работают. И это то, о чем вы действительно можете интересоваться.
Совершенства не существует. Мы стремимся к нему, но не имеет значения насколько близко мы подойдем к этому идеалу, оно всегда чуть впереди нас, чуть-чуть недостижимо.
Другое портфолио, которое я увидел, тоже произвело впечатление, но по иной причине. Молодая девушка, которая только что закончила показывать мне свою работу, и все в книге было упражнениями, которые она выполняла в школе. Технически они все были хороши. Она действительно рисовала и писала лучше, чем я (что встречается ОЧЕНЬ часто), НО... в книге было очень мало личностей.
Когда я вижу что-то подобное, то обычно особо выделяю технику, потому что это единственное, что представлено во всей работе. И то же самое будет делать любой потенциальный наниматель... если вы всего лишь покажете ему, насколько хорошо вы умеете рисовать "О" и прорисовывать "Т". Он посмотрит только на это, не на всю большую картину, он не захочет прочитать текст, он будет лишь ничтожно придираться к мелочам. Что я и сделал.
Я также поддержал ее в том, чтобы отложить все эти работы в сторону и использовать ее личный жизненный опыт, что-то придумать, что можно положить в основу ее рисунков... и сделать их правдивыми, насколько она может это почувствовать.
У этой девушки было так много мастерства, но казалось, что в течение времени она забыла как им пользоваться в те моменты, когда их надо было использовать.
И это то, что я вижу ВО МНОГИХ портфолио.
Итак...
Мой совет тем, кто готовит свои портфолио, находясь в школе и опираясь на своих учителей. Помните ПОЧЕМУ вы хотите быть художником. Помните, что вы (главным образом большинство) начали рисовать это. Потому что мультфильмы, комиксы, фильмы, которые вы увидели в детстве, вызывали смех, слезы и удивление.
Помните, что ваши учителя здесь чтобы вам помочь, но они не могут вас превратить в художника. Они могут лишь помочь вам найти свой путь и, развивая технические навыки, вы достигнете его.
И помните, что вы особенный и уникальный. Что если даже в вашем классе или в вашем окружении кто-то рисует лучше вас, лучше чувствует цвета, лучше рисует живых существ, главное - что ВЫ собираетесь делать с вашими навыками, неважно какой у вас уровень мастерства.
И это то, что вы должны показать миру.
Вот.
Вот мои две копейки.
Еще раз - это всего лишь МОЯ точка зрения.
Я уверен, что многие люди имеют самые разные точки зрения, иногда даже напротив, удивительно единодушны. Но это то, что я думаю и что для меня работает.
Паскаль."